Конспект занятия лепка ежик. Лепка Ежик план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа) на тему. Материалы и оборудование

Конспект НОД « Вот ежик - ни головы, ни ножек» (лепка)
Цель: учить детей лепить ежика, передавая характерные особенности внешнего вида, экспериментировать с художественными материалами для изображения колючей «шубки».
Воспитывать уверенность, инициативность в изобразительной деятельности.

Организационный момент
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Ход занятия.
Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришел необычный гость. А что бы узнать, кто это нужно отгадать загадку:
На спине иголки,
Длинные и колкие.
А свернётся он в клубок -
Нет ни головы, ни ног. (Ёж)
Воспитатель. Кто это?
Дети: Ежик!
Воспитатель. Правильно, Ёжик. Давайте рассмотрим Ёжика. На что он похож? Верно на шарик. Только не простой шарик, а с иголками. Как вы думаете. Для чего нужны ежику иголки?
Дети. Ёжик защищается от врагов.
Воспитатель. Правильно, его иголки очень остры, они помогают ежику спасаться от врагов - волков, лисиц. А что еще есть у нашего ежика?
Дети. Глазки, носик, ушки.

Еж колючий,
Но не злючий!
Просто одежонка
У ежа из игол сшита
Мастерами тонко,
Чтоб при случае каком
Мог он спрятать ножки
И свернуться в круглый ком
На лесной дорожке.
Вот такая одеженка,
Чтоб не трогали ежонка.

Воспитатель. Ребята посмотрите, наш Ёжик загрустил. Он что - то хочет мне сказать по секрету. И знаете что он мне сказал? У него в лесу совсем нет друзей. Давайте мы сделаем ежиков из пластилина. И чтобы наш Ёжик больше не грустил.
1. Берем комок пластилина, раскатываем шар и превращаем его в яичко - спереди уже, сзади - шире, затем с помощью трех пальчиков вытягиваем мордочку.
2. Вытягиваем и заостряем носик, слегка приподнимаем вверх, будто ежик принюхивается, где же растут грибочки.

Физминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочек нес на спинке
(ходьба на месте)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(ладошками шуршим),
А на встречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка.
В огороде чьем-то ловко
Раздобыл косой морковку.
(прыгают как зайчики)
3 . А для того что бы нашего ежика никто не мог обидеть ему нужны колючки. Оформляем колючую шубку ёжика - втыкаем в спинку «иголки», материал для иголок выбираем по своему желанию - семечки, спички. Если берем семечки, то семечки вставляем в пластилин острым концом, чем больше колючек, тем лучше будет нашему ежику.
4. Оформляем мордочку - прикрепляем глазки, носик - маленькие шарики пластилина.
Вот какой красивый получился у нас ежик!
Воспитатель. Какие замечательные ежики у вас получились. Сейчас Ёжик пойдет и познакомиться с ними.
Воспитатель с ежиком подходит к каждому ребенку и спрашивает, как зовут его ежика. Воспитатель. Вот Ёжик и познакомился со своими друзьями. Сначала ежата отправятся на выставку, а потом пойдут с Ёжиком в лес.

Населенный пункт: г. Казань

Организация: МБДОУ «Детский сад №7»

Населенный пункт: г. Казань

Область: «Художественно-эстетическое развитие».

Тема: Лепка из соленого теста «Ёжик Егорка» в старшей группе.

Цели, задачи: Развивать воображение и творческую активность; формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающей природы, развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию.

Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, взрослыми.

Учить скатывать тесто, образуя капельку. Вырабатывать умение лепить мелкие детали. Закреплять навыки аккуратной лепки.

Оборудование и материалы: игрушка Ёжик, солёное тесто (можно цветное, подкрашенное в серый цвет), пряности – гвоздика, черный перец горошком, стаканчики с водой, кисти, стеки, ноутбук, интерактивная доска, карта, конверт с загадкой, декорации парка/леса, массажные мячи.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Мотивация деятельности.

Здравствуйте, ребята! Рада встрече с Вами. Поздоровайтесь друг с другом. Предлагаю Вам сегодня отправиться в осенний парк, но чтобы не заблудиться в нём и справиться с заданиями, нам нужно быть внимательными и дружными.

(Все хором произносят речевку).

Только смелый и упорный

Доберётся к цели бодро,

А еще в дороге нужно

Знать секреты прочной дружбы.

(Во время декламирования дети встают в круг и кладут руки на плечи товарищей. Затем дети соединяют правые руки в центре круга, накладывая одну руку на другую, и произносят девиз «Один за всех и все за одного».)

2. Основная часть.

1) Ребята, у меня есть карта этого парка. Для начала, чтобы не заблудиться, мы должны найти задание для нашей дружной команды под номером1. Давайте посмотрим на карту, как нам найти конверт с заданием?

(На карте изображен маршрут: нужно стать спиной к часам, пройти 3 шага вперед, 2 шага вправо, 7 шагов вперед, 4 шага влево, развернуться, найти конверт с номером 1). В нём задание.

Конверт 1. Отгадайте загадку:

Под соснами, под ёлками,

Лежит мешок с иголками. (Ёжик).

Воспитатель: Верно, ребята, это ёжик. Я вчера гуляла по парку, и встретила вот такого Ёжика Егорку. (Показ на интерактивной доске).

Ёжику было грустно одному, и я решила пригласить его к нам в гости. Он хочет с вами подружиться и рассказать вам немного о себе. (Воспитатель предлагает детям сесть на полянку – ковёр перед интерактивной доской).

2). Мультимедийная презентация:

Ёжик: Здравствуйте, ребята! Меня зову Ёжик Егорка. Мы – ежи, живём в парках, в лесу. Иногда, если совсем скучно, можем поселиться на даче. И тогда вам совсем не страшны грызуны. А ещё мы любим молочко!

Воспитатель: Ребята, видите, какой забавный Ёжик Егорка. Ёжик так любит играть со своими друзьями, готов и вас научить своей игре. Но сначала найдите конверт под номером 2. Если мы станем спиной к часам, то конверт лежит в левом дальнем углу комнаты. Где это? Совершенно верно.

3). Конверт 2. Пальчиковая игра «Ёжик»

У пражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают массажные мячи между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают массажные мячи между ладонями).

Воспитатель: Какая весёлая и полезная игра. Ребята, скажите, для чего ежам иголки? (ответы детей). Если бы ежи были без иголок, как бы им жилось в лесу? Почему?

4). Вы знаете, что у Ежа Егорки не всегда были иголки. Я хочу рассказать Вам сказку «Отчего у ёжика выросли иголки» (Терапевтическая сказка Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. «Отчего у ёжика выросли иголки»).

Сказка: «Ты, наверное не знаешь, что когда-то давным-давно у ежей совсем не было иголок…

… С тех пор понял ёжик, как колючки для пользы использовать. А ребята его каждое утро с нетерпением во дворе ждут».

А давайте мы с вами слепим таких же замечательных ёжиков, с такими важными и полезными иголками!

5). Лепка из теста.

Дети располагаются за столами.

Рассматривают иллюстрации на доске, игрушку ежа – тело вытянутой формы в виде капельки. Черные глаза, носик, короткие лапки, иголки. Воспитатель задает вопросы.

Воспитатель показывает способ лепки туловища и деталей.

Воспитатель: ребята, сначала мы с вами слепим туловище (капельку), вытянутая часть – это мордочка. Скатываем сначала круг (при этом педагог приговаривает))

Ежик выбился из сил-

Яблоки грибы носил.

Мы потрем ему бока-

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Еж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

Катаем ежика трем ему бока, разминаем, чешем, щекочем.

Теперь лепим лапки.

На спине у ежа иголки, из-за чего в загадке его и назвали «мешок с иголками». Каким способом можно сделать иголки для ежа? Из чего можно еще сделать иголки? На интерактивной доске демонстрируется образец с иголками из зубочисток, палочек, спичек, трубочек, макарон.

У меня есть вот такая ароматная пряность, кто знает, как называются эти семена? Это гвоздика. Предлагаю сделать из гвоздики иголки для ежика.

У меня есть еще одна приправа, называется она черный перец горошком, что можно из него сделать? Из чего можно еще сделать глазки ежу? (Ответы детей).

(Еж лепится из соленого теста белого или подкрашенного, ели тесто белое, то ребятам предлагается раскрасить работы красками).

6). Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, сколько замечательных ежиков мы слепили, предлагаю посадить их на солнышко (стол у окна, либо под лампу). А мы пока с вами расположимся на полянке, и каждый расскажет о своем ежике. Владик, как бы ты назвал своего ежика? Расскажи про своего ежика небольшую историю, сколько у него друзей, где он живёт, что делает зимой?

Дети рассказывают о своих работах.

Воспитатель: Ребята, я очень рада тому, что вы познакомились с моим другом - Ёжиком Егоркой, теперь у него ещё больше друзей и у вас появился новый друг. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились? Что еще хотите узнать о ежах? Я предлагаю вам спросить у родителей то, что Вы хотите узнать о ежах, найти информацию в книгах, можно сходить в библиотеку, и на следующем занятии рассказать сообщение о ежах. До новой встречи!

Литература:

1. Таран О.В. Игры с мячиком-ёжиком - https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/09/29/igry-s-myachikom-yozhikom

2. Хухлаев О.Е., Хухлаева О.В. Отчего у ёжика выросли иголки: терапевтические сказки. – Москва: Проспект, 2017. – 16с.


«Ёжик».

Конспект НОД в старшей группе.

Образовательная область «Художественное творчество» (лепка)

Задачи:

1.Продолжать учить скатывать пластилин круговыми движениями; закреплять навыки аккуратной лепки.

2.Закреплять навыки лепки разными способами: раскатывание, оттягивание, сглаживание, расплющивание.

3.Соблюдать последовательность в делении и обработке вещей.

4.Воспитывать эмоциональный отклик на результаты творческой деятельности.

Предварительная работа: Чтение рассказов и сказок о Ежике. Беседа на тему «Чем питаются ежи». Рассматривание иллюстрации «Ежик в лесу». Загадывание загадок.

Материалы к НОД: пластилин, шишка, дощечка для раскатывания пластилина, салфетка, стека.

Ход НОД

Дети стоят вокруг стола на котором собрана инсталляция сказочного леса. Звучит музыка «Сказочный лес».

Воспитатель:

Ребята, слышите, звучит какая волшебная музыка? Это звуки сказочного леса. А вы хотите попасть в этот лес? Для этого нужно отгадать загадку:

Он живет в лесу под елкой,

Носит колкие иголки.

Если вдруг клубком свернется –

Хищный зверь ни с чем вернется.

В зубы, в лапы не возьмешь

Как его прозвали?... (Ежик)

Воспитатель: Молодцы! Правильно отгадали загадку. Мы с вами оказались в лесу на сказочной полянке. А кто это там сидит под елочкой?

Правильно, это ежик.

Воспитатель берет в руки игрушку ежа и говорит, что ежик под елочкой сидит один и отчего-то грустит. Как вы думаете, ребята, почему грустит ежик? Ему, наверное, скучно. Давайте слепим ему друзей из пластилина.

Воспитатель:

Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у ежика?

Туловище, голова, ножки.

Воспитатель:

Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги?

Дети отвечают: овальной, круглой.

Воспитатель:

Какая часть тела самая большая?

Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ножки.

Ребята туловище у нас уже готово- это шишка.

А, скажите, каким способом нужно лепить Голову? Лапки?

Дети (с помощью воспитателя)

Голову нужно делать так: раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, который побольше, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме конуса.

Лапки делаются, способом раскатывания маленького овала немного придавливая.

Ребятки посмотрите на заготовленные детали.

Что нам не хватает?

Правильно! Нам не хватает носика и глазок.

Для носика и глаз – раскатать круговыми движениями ладоней кусочек пластилина, один кусочек на носик и два маленьких шарика на глазки.

Воспитатель:

Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, к голове – носик, потом глазки. Каждую деталь нужно плотно примазывать при соединении.

Но сначала разомнемся.

Физкультминутка «Ежик».

Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке. (Ходьба по кругу друг за другом.)

Ежик топал не спеша, тихо листьями шурша. (Ходьба на месте).

А на встречу скачет зайка, длинноухий попрыгайка.

В огороде чьем-то ловко, раздобыл косой морковку. (прыжки на месте)

А теперь, пора за работу приниматься. Рассаживайтесь на свои места. Мы с вами начнем лепить наших ежиков.

Ребята, наша физкультминутка начиналась со слов «Ежик топал по тропинке, и грибочек нес на спинке». Давайте нашим ежикам слепим грибочки и яблочки.

Воспитатель обращает внимание на осанку детей.

Воспитатель:

Но перед тем, как слепить грибочки и яблочки, давайте сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Хитрый ежик».

Хитрый ежик-чудачок

Сшил колючий пиджачок . Пальчики оттопырены в стороны)

Весь в иголках, без застежек, (Сжимаем кулачок и оттопыриваем по одному

пальчику.)

На иглу нацепит ежик (Сцепляем руки в открытый замок.

Грушу, сливу – всякий плод, Двигаем всеми пальчиками)

Что под деревом найдет, (Двигаем указательным пальчиком из стороны в

сторону)

И с подарочком богатым (Сцепляем руки в открытый замок. Поспешит к своим ребятам. Двигаем всеми пальчиками)

Вопросы детям:

Из каких частей состоит ёж? (ответы детей);

Что есть у ёжика на голове? (ответы детей);

Что носит ёжик на спинке туловища? (ответы детей);

Для чего ёжику нужны иголки? (Ответы детей);

Где живет ёжик?

Чем питается?

Почему ежик загрустил?

Как мы смогли помочь ежику?

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы много смогли рассказать о ёжике. Теперь у нашего ежика появилось много друзей, и он больше не будет грустить. Спасибо вам, ребята!

Работы детей воспитатель выставляет на макет «Сказочная полянка».

Цель : знакомство детей с приёмами лепки ежика.

Задачи : учить детей лепить ежика конструктивным способом, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, вытягивание. Продолжать учить детей планировать свою работу: задумывать образ, делить материал на нужное количество частей разной величины, передавать форму и пропорциональное соотношение частей; закреплять умение детей отгадывать загадки; вызывать интерес к жизни диких животных. Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость – умение сочувствовать сказочному персонажу. Активизировать словарь на тему "Дикие животные нашего леса": зайчонок, пушистый, куцый (хвост, осторожный, плутовка и т.д.; развивать мелкую моторику рук. Воспитывать усидчивость, интерес к занятию лепкой.

Оборудование, материалы : пластилин, доска для лепки, стека; салфетки бумажные, картинки с изображением диких животных, бусинки, композиция леса из пластмассовых деревьев, заранее вылепленный еж для демонстрации.

Методические приёмы : отгадывание загадок; беседа о еже, побуждение детей к действию – "слепим ежиков и поселим в сказочном лесу", самостоятельная деятельность детей, физ. минутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов.

Предварительная работа : чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций; чтение рассказов о жизни животных наших лесов, беседы об особенностях покрытия их тела(шерсть, колючки) ; раскатывание из пластилина шариков.

Ход занятия
(дети сидят на ковре)

Воспитатель : Ребята, к нам пришли гости, вы поздоровались с гостями?

Дети: Здравствуйте! Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое, здравствуй утро, здравствуй день, нам здороваться не лень!

Воспитатель : Дорогие ребята, приглашаю вас совершить увлекательное путешествие! А куда мы с вами отправляемся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

1. Город этот не простой, он дремучий и густой. (Лес)

2. Встал стеною до небес,

Перед нами чудо. (Лес)

(на телевизоре появляется фото лесой полянки)

Да, мы отправляемся в лес. Но в лес необычный, а сказочный.

Для этого нам надо закрыть глаза и сказать: «Покружись, покружись. И в сказочном лесу окажись»

(Дети выполняют движения с закрытыми глазами, когда дети открывают глаза, воспитатель обращает внимание детей на заранее заготовленную композицию леса)

Воситатель: Отгадайте загадки и узнаете, кто живёт в этом лесу:

  1. 1. Хвост пушистый, мех золотистый,

в лесу живет, кур в деревне крадёт.(Лиса) (Воспитатель выставляет в лесок пластиковую лису)

2. На овчарку он похож:

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового волка)

3. Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна. (Медведь)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового медведя)

4. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

(Воспитатель демонстрирует пластикового зайца)

5. Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Ёж)

(Воспитатель выставляет в лесок пластикового ежа)

Можно посматреть видио проежа watch?v=bTq-zZfCqlo

Гимнастика для глаз

Воспитатель: На что похож наш ежик? На шарик. А еще, что у ежика есть? Носик, мордочка вытянута у ежа. А еще ежик покрыт острыми иголками. Сейчас я расскажу вам о ежах: Ежата рождаются совсем голенькие и слепые. А потом у них открываются глазки и вырастают маленькие мягкие иголочки. Иголочки подрастают и твердеют, пока не станут совсем твердыми. Тогда мама-ежиха начинает ежат по лесу водить, учить, показывать, что к чему. А ежата за ней как пыхтящий паровозик с вагончиками.

Воспитатель : Как вы думаете, ребята, почему мама ежиха не выпускает ежат, пока не выросли иголки? (Ответы детей) . Без иголок ежи беззащитные, легкая добыча для хищников.

Воспитатель : Скоро ежата сами себе еду начинают искать. А что ежи любят кушать, нам расскажет …….

(Ответы детей):

Все, что попадется: змей, птичьи яйца, кузнечиков, яблоки и груши, улиток, пчел, червяков, земляные корешки, ягодки, ящериц, мышек. С наступлением темноты ежи выползают из норы и ищут себе пищу. Всю ночь топают, под каждый листок заглядывают, переворачивают ветки. У них чуткие нос и ушки. Ежи, как и люди, различают многие цвета. А остальные звери видят мир только в черных и белых цветах.

Воспитатель : Почему ежей называют ночными охотниками? (Ответы детей) .

Воспитатель: Еж у меня один. Ему будет скучно в лесу одному. Что же делать (вылепить для моего ежика друзей), А наши ежата принесут подарки всем лесным жителям, это будут грибы, яблоки.

Ребята проходите за столы. Техника безопасности, что нужно помнить при работе с колющимися материалами, пластилином, бусинками (ответы детей).

Объяснение работы : выскажите свои предположения по выбору цвета для ежика, готовим кусочек пластилина к работе:….. раскатываем шар, вытягиваем носик. А для чего нужны бусинки и зубочистки?(бусины это глазки и носик, зубочистки –иголки) Стеком отмечаем мордочку, на ней нет иголок, а на спинке и по бокам- иголки. Но перед работой нам необходимо размять наши пальчики. .

Пальчиковая гимнастика :

Ёжик и часы

Ёполез как-то раз

Вдруг часы сказали: «Бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой)

Ёжь скатилась кувырком, (Ребенок «скатывает» руки на пол.)

Ёжь полезла второй раз

Посмотреть, который час. (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)

Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза.)

Ёжь полезла в третий раз

Посмотреть, который час (Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки.)

Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» (Ребенок хлопает в ладоши над головой три раза.)

Ёжь скатилась кувырком. (Ребенок «скатывает» руки на пол.)

Приготовили пальчики для работы, начнем лепить.

Самостоятельная работа детей.

Индивидуальная помощь.

Воспитатель: Ребята у вас на столах лежат салфетки давайте вы вытрите ими ручки и мы с вами сделаем зарядку:

Физкультминутка : «Прогулка по лесу» -

Раз, два, три, четыре, пять (хлопки)

В лес отправились гулять (обычная ходьба) По извилистым тропинкам Потихоньку мы пойдём (ходьба на носочках)

Может быть, и под листочком Мы грибочек вдруг найдём (нагибаются)

На носочки дети встали (встали)

По дорожке побежали (бег на носочках) И на каблучках пойдём,

Через лужи перейдём, (ходьба на пятках)

И теперь мы отдохнем. (присели)

Воспитатель: Ребята ……………….приготовил(а) стихотворение про нашего ёжика, давайте послушаем её(его)

ДВА ЕЖА

У ёжика папы большие иголки,

Чтоб смело он мог защищаться от волка.

У сына ежонка- поменьше пока.

Но знай, волк, и о пощекочет бока!

Спасибо тебе Сашенька за такой чудесный стишок!

Вот и славно! - Молодцы! Вы потрудились замечательно. Теперь у наших ежиков красивые глазки и колючие иголки у них на спинках замечательные подарки для друзей. Давайте мы поместим наших ежей в наш сказочный лес.А теперь нам надо вернуться обратно в детский сад. Готовы? Закрывайте глаза и произносите волшебные слова:

"Покружись, покружись…

в детском саду окажись!"

Воспитатель: Где мы с вами были и что делали? Что нового узнали?

(Воспитатель предлагает детям вспомнить, как и из чего лепили ежиков).

Цель: создание образа ёжика средствами тестопластики.

Задачи:

  1. Образовательные: закрепить представления о диких животных; продолжать учить лепить фигурки животных из солёного теста; формировать умение использовать природный материал для оформления поделки.
  2. Развивающие: развивать мелкую моторику, художественно – творческие способности, умение доводить начатое дело до конца.
  3. Воспитательные: воспитывать умение видеть красоту окружающей природы, бережное отношение к ней.
  4. Оздоровительные: создавать условия для формирования правильной осанки при работе за столом.

Интеграция образовательных областей:

  • Познавательное,
  • речевое,
  • художественно-эстетическое,
  • социально-коммуникативное,
  • физическое развитие.

Материалы и оборудование:

  • солёное тесто,
  • клеёнки для лепки,
  • одноразовые тарелочки,
  • ёмкость с водой,
  • кисточка,
  • ёмкость с еловыми иголками,
  • ноутбук,
  • телевизор,
  • презентация Power Point.

Конспект осеннего занятия в подготовительной группе «На помощь ёжику»

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

Воспитатель:
Посмотрите-ка кругом,
Группа – наш родимый дом
Стала краше и светлей,
И по цвету веселей,

Там листва, и тут листва,
Просто кругом голова,
В золоте стоит природа…
Это что за время года?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, отгадали. А кто сумеет назвать признаки осени?
Ответы детей: (листья желтеют, листопад, раньше темнеет, дни становятся короче, а ночи – длиннее, холодает, часто идут дожди).

Воспитатель: Правильно, молодцы! А вы когда-нибудь ходили в осенний лес?
Ответы детей:

Воспитатель: А что вы там видели?
Ответы детей:

Воспитатель: Я тоже совсем недавно побывала в осеннем лесу и встретилась с его жителями. Хотите с ними познакомиться?
Ответы детей:

Воспитатель: Очень хорошо, тогда я приглашаю вас на прогулку в осенний лес. Давайте вспомним, как надо вести себя в лесу?
Ответы детей: (не шуметь, не ломать деревья, не разрушать муравейники, не пугать животных и т.д.)

Воспитатель: Я рада, что вы так хорошо усвоили правила поведения в лесу, и очень надеюсь, что вы будете их выполнять. Обещаете?
Ответы детей:

Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие. А поможет нам в этом волшебный экран. Посмотрите, как красиво в осеннем лесу!
Слайд 1 – осенняя природа.

Воспитатель: Деревья стоят в разноцветных нарядах.
Слайд 2 – деревья крупным планом.

Воспитатель: И только ёлочки да сосенки остаются зелёными.
Слайд 3 – хвойные деревья.

Воспитатель: Правда что-то я не вижу лесных жителей. А вы, ребята, их видите?
Ответы детей:

Воспитатель: Они, наверное, спрятались. Для того, чтобы нам их увидеть, надо отгадать загадки. Готовы?
Ответы детей:

Воспитатель:

Это что за зверь лесной
Скачет узкою тропой
Очень быстро, очень ловко,
Любит на обед морковку.

Ответы детей: Заяц.

Воспитатель: Молодцы, посмотрите, вот он появился. (Слайд 4 – заяц) Кто скажет, какие перемены во внешнем виде готовит осень для зайца?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, слушайте следующую загадку.

С ветки прыгает на ветку,
Не грызёт она конфетки,
Всё орешки собирает,
Да грибочки запасает.

Ответы детей: Белка.

Воспитатель: Правильно, белка. Посмотрите, какая красавица! (Слайд 5 – белка) Чем занимается белка осенью?
Ответы детей:

Воспитатель: Следующая загадка.

Летом по лесу он бродит,
На малинник часто ходит,
А зимой – в берлоге спит
И про лето сон глядит.

Ответы детей: Медведь.

Воспитатель: Молодцы, и эту загадку отгадали. Вот он какой – хозяин тайги – медведь…. (Слайд 6 — медведь) Осталась последняя загадка:

Не боится даже волка,
На спине его – иголки.

Ответы детей: Ёжик.

Воспитатель: Молодцы, отгадали. А вот он и появился. (Слайд 7 – ёжик) Именно ёжику очень нужна наша помощь. Хотите узнать какая?
Ответы детей:

Воспитатель: Ёжик в лесу живёт совсем один, ему скучно, ведь у него совсем нет друзей. Ему даже не с кем поиграть. Вам бы понравилось жить без друзей?
Ответы детей:

Воспитатель: Мне бы тоже не понравилось. Поможем ёжику?
Ответы детей:

Воспитатель: А как мы можем ему помочь? (Вопросом создаём проблемную ситуацию)
Ответы детей:

Воспитатель: Я вам предлагаю слепить ёжику друзей из солёного теста. Вот таких. (на 8 слайде образец поделки) Готовы?
Ответы детей:

Воспитатель: Но прежде чем мы возьмёмся за дело, необходимо размять наши пальчики, которым скоро предстоит серьёзная работа.

Проводится пальчиковая гимнастика:

Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки:
Раз, два, три, четыре, пять…
Жаль, что всех не сосчитать!

Воспитатель: Теперь проходим за столы и приступаем к работе. (Дети рассаживаются по местам и последовательно выполняют работу, следуя словесным указаниям педагога) . Сначала слепим полянку, на которую посадим друзей для ёжика. Берём кусок теста и скатываем из него шарик. Превращаем наш шарик в лепёшку, сплющивая его между ладонями. Делаем лепёшку побольше, чтобы ёжику с друзьями было где играть и веселиться. Получилось? Молодцы! Кладём лепёшку на тарелочку.

Теперь будем лепить ёжику друзей. Берём тесто, скатываем шарик. Похож шарик на ёжика?
Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Что нужно сделать?
Ответы детей: Вытянуть носик. (Если такого ответа не будет, воспитатель сам предлагает вытянуть ёжику носик)

Воспитатель: Правильно, кончиками пальцев вытягиваем ёжикам носики. Все справились? Молодцы! (Если есть дети, испытывающие затруднения, педагог индивидуально показывает приёмы лепки) . Теперь ваши ёжики похожи на лесного?
Ответы детей: Нет!

Воспитатель: Почему? Чего не хватает?
Ответы детей: Иголок.

Воспитатель: Да, без иголок вашим ёжикам очень трудно будет в лесу, любой их сможет обидеть. А из чего можно сделать вашим ёжикам иголки?
Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы, сколько способов придумали. А я вам предлагаю использовать еловые иголочки. Только работать с ними надо аккуратно, чтобы не уколоть пальчики. Берём иголку и вставляем её в спинку ёжика. Только вставляйте иголочки погуще, чтобы ваши ёжики смогли в лесу себя защитить. (Самостоятельная работа детей)

Воспитатель: Справились? До чего же замечательные ёжики у вас получились, только пока слепые. Что нужно сделать?
Ответы детей: Глазки.

Воспитатель: Правильно. Глазки модно сделать с помощью обратной стороны кисточки. Берём кисточку и делаем углубление, вот так (Показ способа оформления глаз) . Теперь посадим ёжиков на полянки. Чтобы они держались крепко и не падали, обмакнём кисточку в воду и смочим то место, где будет сидеть ёжик. Получилось? Молодцы! Нашему лесному ёжику тоже нравятся его новые друзья. Он так обрадовался, что предлагает поиграть. Согласны?

Проводится физминутка:

Ёжик топал по тропинке
И грибочки нёс на спинке,(топают)

Ёжик топал не спеша,
Тихо листьями шурша.(трут ладонь о ладонь)

А навстречу скачет зайка,
Длинноухий попрыгайка (поскоки).

В огороде чьём-то ловко
Раздобыл косой морковку! (Прыжки на двух ногах)

Воспитатель: Понравилась вам игра?
Ответы детей:

Но мы ещё не закончили свою работу. Нам осталось украсить полянку. Украшать полянку будем цветами и грибами. Как можно слепить грибы?
Ответы детей:

Воспитатель: А цветы как можно слепить?
Ответы детей:

Воспитатель: Всем всё понятно? Тогда приступаем к работе.

Самостоятельная работа детей.

Создать положительный эмоциональный настрой с помощью музыки. Следить за последовательностью лепки и осанкой детей, при необходимости. Оказывать индивидуальную помощь в лепке и создании композиции.

Воспитатель: Посмотрите какие замечательные друзья для лесного ёжика у нас получились.

— Найдите самого большого ёжика. Кто его вылепил? Наверное, это самый старший ёжик.
— А теперь посмотрите внимательно и найдите самого маленького. Кто его вылепил?
— А у кого получился самый колючий ёжик?
— А у кого на полянке больше всех грибов?

— Молодцы, ребята! Теперь нашему лесному ёжику совсем не будет скучно. Давайте поставим свои работы к нему поближе, пусть они подружатся. А нам пора возвращаться из нашего замечательного путешествия.