Как сделать петрушку своими руками из бумаги. Мастер-класс Поделка изделие Раннее развитие Шитьё Петрушка- игрушка Мастер- класс Бисер Бусины Картон Кружево Пуговицы Сутаж тесьма шнур Ткань Фетр. Мастер-класс по изготовлению куклы-петрушки

Каждый родитель хоть раз задумывался над тем, чем можно занять любимое чадо в выходные или в праздничные дни, когда школа и детский сад не работают. Конечно, можно просидеть весь день у телевизора, но это очень скучно. В старину, до революции, дети и в дворянских и крестьянских семьях очень любили устраивать импровизированные театральные представления. У немногих счастливчиков был дома «волшебный фонарь» - приспособление, с помощью которого можно было рассматривать картинки, напоминающие диафильмы современного времени. Но больше всего и богатые, и бедные дети любили устраивать кукольные представления.

На Рождество, Святки и другие большие праздники ребятня мастерила своими руками кукол, устраивала «вертеп» (самодельный кукольный театр) и ходила по домам, радуя соседей своими веселыми спектаклями. А дети старшего возраста устраивали такой театр для младших братьев и сестер, и детской радости не было предела. Сейчас эта традиция возрождается, и многие родители с удовольствием мастерят вместе с детьми кукол для домашних спектаклей. Самый популярный герой традиционной русской кукольной комедии - это, конечно, Петрушка.

Кто такой Петрушка: назначение куклы

Перед тем как сделать куклу Петрушку, рекомендуется изучить историю этой игрушки, потому что она очень древняя и интересная. Настоящий театр , где ставились пьесы с живыми актерами, впервые появился на Руси относительно недавно, в конце 17 века, при царе Алексее Михайловиче. До этого и богатые, и бедные жители Древней Руси развлекались, глядя на представления бродячих трупп - скоморохов. Скоморохи радовали публику цирковыми номерами и выступлениями дрессированных животных, а также устраивали в дни ярмарок праздничный балаган - шатер, предназначенный для представления кукольного театра.

Изначально эта традиция появилась в Европе, там главным персонажем кукольной комедии был Арлекин. В России Арлекин превратился в Петрушку (уменьшительно-пренебрежительное производное от популярного мужского имени Петр). Петрушка веселил народ, рассказывая смешные истории. Также он пел песни и танцевал. Облик Петрушки практически не изменился, эта кукла чем-то напоминает итальянского Пиноккио, он же Буратино. Вот основные особенности Петрушки:

На лице у смешного человечка может быть клоунский грим .

Самостоятельное изготовление

Игрушка Петрушка своими руками - это очень просто. Когда кукла уже готова, можно ее одевать. Опытные рукодельницы, которые специализируются по изготовлению народных кукол, обычно часто проводят мастер-классы на ярмарках и в Домах народного творчества. На таких мастер-классах взрослые и дети узнают о том, как сшить цилиндр для куклы, как научить Петрушку «двигаться» и «говорить» и, конечно же, о том, как изготовить эту интересную куклу.

Для этого понадобятся самые простые подручные материалы: лоскутки ткани, бумага, набивка для туловища и головы, деревянные планки и ниточки (в том случае, если Петрушка будет марионеткой). Для того чтобы самостоятельно смастерить веселую куклу для домашних кукольных представлений, необходимо:

Для декора можно использовать яркие пуговицы, которые пришиваются на костюм по обе стороны. Здесь важно соблюдать традиционную цветовую схему. Например, если костюм клоуна состоит из зеленой и красной половины, на зеленую половину приклеиваются красные пуговицы, и наоборот. Одежда Петрушки должна выглядеть смешно и нелепо, ведь главное предназначение этой куклы - именно развлекать зрителя, отвлекая его от жизненных проблем.

Игры с куклой для детей

Кукла Петрушка, сделанная своими руками дома или на мастер-классе - прекрасный подарок для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Дети могут просто играть с ней, могут показывать друг другу кукольные спектакли, а могут и сделать рисунок Петрушки-куклы. Эта игрушка очень яркая, поэтому с ней можно придумать очень много интересных занятий. Так, Петрушка - всегда желанный гость в детском саду, а также в развивающих центрах для детей младшего возраста. Веселый клоун поможет:

  • Интересно провести музыкальное занятие.
  • В игровой форме рассказать детям о серьезных вещах (правила гигиены, правила дорожного движения, хорошие манеры).
  • «Оживить» давно знакомый рассказ или сказку.
  • Поздравить детей с праздником и поучаствовать в раздаче подарков.

Дома можно придумать любые игры с Петрушкой, все зависит от фантазии детей и родителей. Но интереснее всего, конечно, устроить домашний кукольный спектакль. Сначала можно разыгрывать простейшие сценки с участием одного клоуна, а со времен в театре наверняка появятся и другие герои. Например, по тому же принципу, что и Петрушку, опытная рукодельница без труда смастерит героев любимых детских сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». Но для того чтобы марионетка хорошо слушалась своего хозяина, придется немного потренироваться, так как управлять такими куклами не очень просто.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Управление образования администрации Константиновского района

Амурской области

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Центр внешкольной работы»

Номинация: Разработка мастер – класса

Тема: Изготовление перчаточной куклы «Петрушка»

Чупракова Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования

МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»

8-961-954-71-85

с. Константиновка

2015 г.

Оглавление

Введение 3

1. Основная часть 4

1.1 Организационный момент 4

1.2 История Петрушки 5

1.3 Инструменты и материалы 5

    1. Подготовка массы папье – маше 6

1.5 Лепка головы 7

1.6 Пошив костюма 8

1.7 Роспись головы 9

1.8 Изготовление волос 10

1.9 Соединение деталей куклы 10

Заключение 11

2. Список использованной литературы и источников 12

3. Приложения

3.1 Выкройка костюма и шапки 13

3.2 Схема перчаточной куклы 14

3.3 Словарь театральных терминов 15

3.4 Техника безопасной работы 16

3.5 Куклы, изготовленные в технике папье – маше 17

Введение

Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.

Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования , учителей, реализующих программы по кукольному театру.

Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы с использованием презентации, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.

Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.

Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня. Волосы для куклы можно прошить руками швом «назад иголка» или на швейной машине под руководством педагога.

Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра

Задачи: Образовательные:

- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.

Воспитательные:

Воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.

Развивающие:

Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Развитие интереса к творчеству, театру.

1.Основная часть

1.1 Организационный момент

В. Берестов «Рука – артистка».

Превращается рука

То в котёнка, то в щенка.

Чтоб рука артисткой стала

Нужно очень, очень мало:

Специальные перчатки,

Ум, талант – и всё в порядке.

В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:

Мой красивый колпачок

Сдвинут лихо на бочок.

Я забавная игрушка,

А зовут меня… (Петрушка)

Ну, конечно же, Петрушка.

1.2 История Петрушки.

Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и

рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.

Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.

Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).

Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ .

1.3 Инструменты и материалы, необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.

Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).

1.4.Подготовка массы папье – маше.

Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.


Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.

1.5 Лепка головы.

Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.


Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.

Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.

Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.

1.6 Пошив костюма

Инструктаж по технике безопасности (приложение №4).

Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.

Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.

Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.

Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).


Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.


Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


1.7 Роспись головы.

Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.


Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.

И нам уже улыбается веселый Петрушка!

1.8 Изготовление волос

Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.


1.9 Соединение деталей

Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.

Наш Петрушка готов к выступлению!

Заключение

В этой технике можно изготавливать различные персонажи для кукольных спектаклей. (см. приложение № 5)

Кукла, созданная своими руками, имеет большое значение в творческом развитии ребенка и является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Основное тут - не конечный результат, гораздо важнее сам процесс: создавать и реализовывать собственный образ, отражающий индивидуальность автора. С этого начинается художественный опыт ребенка, благодаря которому возникает интерес к творчеству.

Рефлексия.

Молодцы! Занимались вы сегодня хорошо.

Посмотрите внимательно на стол. Здесь вы видите две куклы: Машеньку и Капризулю. Они не просто здесь стоят с корзинками. Если вам понравился мастер - класс и всё понятно, то вы берёте индикаторы вашего настроения (см. приложение №6) (смайлики: улыбка, радость и грусть) и кладёте им в корзинки.

Маше в корзинку вы кладёте:

Смайлик «улыбка» - занятие понравилось и всё понятно.

Смайлик «радость» – занятие заинтересовало и подняло мне настроение.

А в корзинку Капризули:

Смайлик «грусть» - ничего не изменилось в моём настроении, мне ничего не понятно.

Уважаемые гости, очень просим вас оставить своё мнение в виде смайликов.

Спасибо всем за внимание!

2. Список использованной литературы и источников

    Алянский Ю. Л. Азбука театра:50 маленьких рассказов о театре. – «Детская литература» 1990.- 159 с.

    Гукасова А.Л. Внеклассная работа по труду. – «Просвещение», 1981.

    www.olesya-emelyanova.ru

Приложение №1

Выкройка костюма и шапки

Приложение №2

Схема перчаточной куклы


Приложение №3

Словарь театральных терминов

Гансвурст - герой немецкого народного драматического театра и театра кукол. Его имя в переводе значит «Ганс-колбаса». Появившись в XVI веке, Гансвурст уже через два столетия уступил место новому национальному герою - Касперу, который, впрочем, унаследовал некоторые его черты.

Карагез (Черный глаз) - герой турецкого народного теневого театра кукол. Славился своими солеными шутками и активной ненавистью к власть имущим.

Патронка – трубочка, которая вклеивается или вшивается в шею и руки куклы. Патронка позволяет закрепить голову и руки куклы на пальцах кукловода.

Панч - популярный герой английского театра кукол. Среди кукольных героев разных стран снискал славу хулигана и драчуна. Панчу неизменно сопутствует его жена Джуди. Представления Панча и Джуди пользовались в Англии огромной популярностью и сохранились до сих пор. Их репертуар - образец народного английского юмора злой сатиры

Перчаточная кукла (иначе называется - петрушечная, по имени героя русского народного театра кукол Петрушки). Термин «перчаточная кукла» точнее отражает способ управления куклой, которая надевается чаще всего на три пальца руки кукловода: один палец - в голову куклы, два пальца - в руки куклы.

Пищик - простейший инструмент, при помощи которого рождался высокий, пронзительный голос Петрушки, являвшийся одной из наиболее характерных его особенностей. Пищик изготовлялся из двух тонких металлических пластинок, стянутых ниткой так, что между ними образовывалась щель. Кукольник произносил текст Петрушки с пищиком во рту.

Пульчинелла, персонаж итальянской комедии.

- герой французского театра кукол. Возник в середине XVIII века. Находится в прямой связи с итальянским , но Полишинель обзавелся двумя горбами - спереди и сзади. Как говорят, горб спереди появился от обжорства. Полишинель по своему характеру- весельчак и немножко циник.

Шарманка - старинный музыкальный инструмент, в сопровождении которого шло представление Петрушки. Принцип устройства шарманки такой же, как и музыкальных шкатулок.

Приложение №4

Техника безопасности при работе с ножницами:
1. Соблюдать порядок на рабочем месте, не закладывать ножницы бумагой и другими материалами.
2.Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
3.Ножницы во время работы находятся справа, кольцами к себе.
4.Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
5.Лезвия ножниц должны быть остро наточенными.
6.Ножницы нужно передавать только кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
7.Нельзя держать ножницы концами вверх.
8.При работе с ножницами необходимо следить за направлением резания и пальцами левой руки, которые поддерживают материал.
9.Нельзя резать на ходу, поворачиваться, наклоняться в направлении пола.
10.Ножницами нужно работать только сидя за столом.
11.Ножницы каждый раз после работы убирают на свое место.

Техника безопасности при работе с иглами, булавками:
1.Располагать иглу на магните и игольницу на столе справа, острым концом от себя.
2.Передавать колющие предметы острым концом от себя.
3. При работе с иглой пользоваться наперстком, магнитом.
4.Не вкалывать иголки и булавки в одежду или случайные предметы.
5.Сломанную иглу следует отдать педагогу.
6.Нельзя брать иглы, нитки, пуговицы и другие предметы в рот.
7. Желательно, чтобы в игле всегда была нитка с завязанным узелком на конце.
8.Каждый раз, после работы, колющие предметы убирают на своё место.

Мастер – класс по рукоделию: Перчаточная кукла Петрушка в технике папье-маше

Чупракова Ольга Ивановна, педагог дополнительного образования
Описание. Кукольный театр- одно из самых любимых зрелищ для детей. Он привлекает детей своей яркостью, красочностью, динамикой. В кукольном театре дети видят знакомые и близкие игрушки – только они ожили, задвигались, заговорили и стали еще привлекательнее и интереснее. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенное все возможно.

Кукла-перчатка петрушечного типа или, как ее часто называют, кукла на руку - самый распространенный и простой в изготовлении и управлении тип кукол для кукольного театра, доступный для детей, что послужило поводом для разработки настоящего мастер – класса.
Данная разработка представляет собой пособие по организации и проведению мастер – класса с учащимися творческих объединений учреждений дополнительного образования, общеобразовательных организаций, педагогов дополнительного образования, учителей, реализующих программы по кукольному театру.
Перед проведением данного мастер – класса, необходимо предварительно провести беседу о видах кукол для кукольного театра, истории перчаточной куклы, показать сценку с использованием перчаточных кукол изготовленных в этой технике старшими учащимися.
Эта техника изготовления перчаточной куклы менее трудоемкая,(чем предлагается во многих источниках: изготовление формы из пластилина, обклеивание бумагой, разрезание и склеивание), куклы получаются крепкими и легкими, поэтому их можно использовать неоднократно, меняя только костюм. С данной методикой вполне могут справиться учащиеся 3-4 класса, которые занимаются в творческом объединении кукольный театр первый год.
Данный мастер – класс целесообразно проводить в два этапа, т.к. необходимо время для просушки деталей изделия, оптимальный курс - 2 дня.
Цель: изготовление перчаточной куклы «Петрушка» для кукольного театра
Задачи: Образовательные:
- знакомство с историей возникновения куклы Петрушка;
- формирование художественных навыков при изготовлении кукол.
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения к русским традициям и исторически сложившемуся уважению русского народа к театру.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, воображения, фантазии;
- развитие интереса к творчеству, театру.

Ход занятия

В. Берестов «Рука – артистка».
Превращается рука
То в котёнка, то в щенка.
Чтоб рука артисткой стала
Нужно очень, очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке.
В ходе нашего мастер – класса вы познакомитесь с приемами создания театральной куклы из подручных материалов, изготовите своими руками перчаточную куклу, отгадайте какую:
Мой красивый колпачок
Сдвинут лихо на бочок.
Я забавная игрушка,
А зовут меня… (Петрушка)
Ну, конечно же, Петрушка.
История Петрушки.
Именно с Петрушки начал свое существование кукольный театр на Руси. Первый кукольный театр появился на свет, очень давно, еще в Древнем Риме. Главным героем его представлений стал веселый, неунывающий Пульчинелла. Народные кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, появились и в других странах. Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель, а в Англии – Панч, в Турции – Карагёз, а в Германии – Гансвурст.

По характеру, смелости, дерзости, насмешливости все они – родственники нашего Петрушки. То, что не могли, не решались произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы. А что сделаешь Петрушке? Представления бродячих кукольников запрещались. Деревянные подмостки и ширмы убирали. Но, на завтра, Петрушкина ширма появлялась в соседнем селе и кукла снова дерзко и смело, во весь голос выражала тайные мысли собравшихся зрителей.
Внешность Петрушки отнюдь не русская: у него преувеличенно большие руки и голова, гипертрофированные черты лица. Большие глаза и огромный нос с горбинкой, Петрушке достались от итальянского Пульчинеллы. Многие ошибочно считают, что широко раскрытый рот Петрушки – улыбка, однако это не так, будучи отрицательным персонажем, Петрушка постоянно растягивает губы в оскале.
Мы же с вами сделаем доброго, веселого Петрушку. Кукла состоит из двух частей: головы и туловища (перчатки, от этого кукол и называют перчаточными).
Голову будем делать из папье – маше. Папье – маше, в переводе с французского, означает «жеваная бумага» - это легко поддающаяся формовке масса, получаемая из волокнистых материалов (бумага, картон), обычно с добавлением клеящих веществ.
Инструменты и материалы , необходимые для работы:


Для головы: тара от яиц, клей ПВА, газеты, малярный скотч. Для окраски: водоэмульсионная краска для грунтовки, акриловые краски, кисти, картон, степлер, клеевой пистолет.
Для туловища (перчатки): ткань (флис розового цвета для ладошек, для костюма - двух разных цветов), нитки, ножницы, иглы, пряжа для волос, выкройки (см. приложение №1), схема куклы (см. приложение №2).
Подготовка массы папье – маше.


Измельчаем яичную тару, складываем в емкость, заливаем горячей водой, оставляем на 10 минут для размягчения,после чего разминаем массу руками, пока она не примет кашеобразное состояние.
Затем процеживаем через марлю, отжимая лишнюю воду. Добавляем клей ПВА из расчета: 3 части массы, 1 часть клея, хорошо перемешиваем.


Рассмотрев схему куклы,мы видим, что в голове должно быть углубление для пальца, поэтому необходимо изготовить одну патронку для головы и две- для рук(см. приложение №3). Для этого полоску картона шириной равной длине указательного пальца оборачиваем вокруг пальца и закрепляем степлером или клеем.


Лепка головы.
Сминаем газету и оборачиваем патронку не туго, формируя шар (достаточно двух газет), закрепляем газету малярным скотчем.



Обклеиваем массой заготовку, приглаживая пальцами.
Прикладываем дополнительно кусочки массы на лоб, нос, щеки, подбородок и губы. Для глаз делаем углубления пальцами.


Разглаживаем всю заготовку. Оставляем для просушки на 2 дня, вставив в патронку палочку.


Пошив костюма
Инструктаж по технике безопасности
Приступаем к изготовлению туловища – перчатки.
Для этого на бумаге обводим руку, подогнув средний и безымянный палец.


Измеряем окружность головы, делим пополам (26:2), рисуем треугольник со стороной 13 см, вырезаем выкройки.
Раскладываем выкройки на ткани, сложенной вдвое (один слой одного, второй -другого цвета).



Обводим выкройки и вырезаем. Детали туловища разрезаем пополам и раскладываем, совмещая половинки разных цветов. Сшиваем детали петельным швом.



Рисуем ладошку – рукавичку, по запястью костюма на бумаге. Вырезаем выкройку. Обводим выкройку на розовой ткани, вырезаем и сшиваем петельным швом.


Вкладываем в ладошки по кусочку синтепона и вставляем патронки, закрепляя клеевым пистолетом. Приклеиваем ладошки к костюму.


Роспись головы.
Грунтуем голову куклы водоэмульсионной краской. Даем просохнуть, тем временем разводим краску телесного цвета (белый+красный+желтый) и покрываем заготовку.



Намечаем место для глаз, рисуем глаза, брови, губы кисточкой, при помощи поролона румяним щеки.


И нам уже улыбается веселый Петрушка!
Изготовление волос
Для волос нитки наматываем на картонную рамку и прошиваем посередине.


Снимаем с рамки, разрезав по краю. Приклеиваем волосы по окружности головы.



Соединение деталей
Приклеиваем шапочку и туловище клеевым пистолетом.


Можно дополнительно украсить костюм пуговицами, шапочку кисточкой.
Наш Петрушка готов к выступлению!

Введение

“Театром Петрушки” называется театр, куклы которого надеваются на три пальца руки - вроде перчатки. Рождение театра Петрушки относится к 1589 году. Это начало было положено во Флоренции, постепенно кочуя по всем государствам. Петрушка перебирается к нам в страну. Комическая фигура Петрушки родилась в России в ХVII веке.

Во всем мире с давних пор установились целые “действия”, которые в старину придали магическое значение. С помощью кукол воздействовали на богов, чтобы те послали богатый урожай, помогли в борьбе со стихиями.

В России всем знаком, например, обряд сожжения соломенного чучела - это символизирует приход весны, где участвует тоже кукла. У каждого народа были свои обряды, свои игры, где и участвовали куклы. До крещения на Руси было идолопоклонство, язычество, были запрещены всякие скоморошьи потехи во избежание “святотатства”. А уж игра с куклой была, по мнению церкви, великим грехом. И только в конце 17 века при гуманном правлении царя А.М. Романова было разрешено при дворе и скоморохам выступать с Петрушкой.

Но прошли годы и Петрушку опять убрали со сцены - запретило царское правительство. Но никакие гонения, страшные указы не могли истребить в народе любовь к кукольному театру. Гонимый Петрушка стал народным героем. Поэтому, наверное, он всегда на голове носит красный колпак и орудует дубинкой.

В наше время очень много существует кукольных театров, особенно в крупных городах. Заслуженный артист кукольного театра С.В. Образцов положил начало этому великому делу.

Куклы могут быть различного типа: марионетки, тростевые и теневой театр, но самый простой по своему сложению для детей – это перчаточная кукла. Такую куклу можно сделать самому или вместе с родителями.

Как самому сделать куклу петрушку

С чего начать?

Самая простая кукла состоит из тельца - рубашки, головки и ручек. Тельце - рубашка кроится по руке кукловода из материи (рис. 1). Голова может быть сделана из разных материалов: из дерева (лучше всего использовать липу), из хлеба или пластилина, из пластмассового шарика. Но обычно делают голову из папье-маше. Вырезать голову из дерева не всякий сможет, тут нужно иметь навыки резчика-профессионала.

Голова из шарика

Подойдет любой пластмассовый шарик или мячик. Нужно только прорезать отверстие, чтобы шарик легко надевался на указательный палец руки кукловода (рис.2).

Голова лепная

Вылепить голову можно из хлеба или пластилина. Это может быть не только голова человека, но и мордочка собачки или лисы. Дети очень выразительно лепят всяких зверушек.

К голове пристраивают патрон из картона, чтобы в него легко входил указательный палец кукловода. Такая головка надевается на тельце - рубашку. Ручки куклам мастерят из материи или кожи, как, например, у Собаки на рисунке 3.

Голова из бумаги

Голову из бумаги сделать быстрее и проще всего. Плотная бумага режется полосками и накручивается на указательный палец руки, одетый в перчатку или рубашку в форме перчатки. Полоска бумаги накручивается в несколько слоев и получается голова цилиндр (рис. 4). Каждый слой бумаги при этом необходимо проклеивать, а кончик полоски закрепить с тыльной стороной клеем. На цилиндр мастерится шапочка или парик из ниток, поролона или бумаги (рис. 5). Голова разрисовывается; это сам Петрушка, то наклеивается нос (рис.6). Затем голова раскрашивается красками или фломастерами ил и апплицируется цветной бумагой.

Голова из папье-маше

Для изготовления папье-маше нужно иметь:

Клейстер мучной и ПВА;

Оберточную и газетную бумаг;

Белую бязь;

Доску с колышком.

Вылепленную из пластилина голову куклы укрепляют на доске с колышком (рис.7).

Обмазывают голову вазелином и начинают оклеивать ее мелкими кусочками бумаги, чередуя слои газетной бумаги и плотной оберточной.

Первый слой кладется без клея из намоченной в воде газеты. Кусочки кладут небольшими по размеру полосками так, чтобы края полоски находили друг на друга.

Второй слой - из оберточной бумаги - также кладется небольшими кусочками, но уже пропитанными клейстером.

Обычно кладут слоев шесть, но можно и больше - для прочности. Чтобы голова из папье-маше высохла, следует подождать сутки.

Высохшую голову делят на две половины: лицевую и затылочную. Размечают карандашом линию и разрезают папье-маше острым ножом. Аккуратно снимают половинки с пластилиновой формы, если необходимо - с помощью острого ножа, и склеивают их полосками бязи. Для склейки применяют клей ПВА.

Кусочки бязи режутся на ровные полоски длиной 4-5 см. и шириной 1 см. Эти кусочки склеиваются изнутри формы по краям затылочной частей так, чтобы полоски при складывании половинок сошлись “в замок”, как пальцы двух рук (рис. 8). Когда клей подсохнет, можно оклеивать голову бязью и апплицировать.

Аппликация головы

Аппликация головы человека или животного - работа художественная и очень ответственная: рождается образ куклы.

На рисунке 9 изображена общая форма человека, но кто девочка или мальчик, а может быть старенькая бабушка? Все зависит от фантазии художника, кого он хочет создать. Допустим, это будет кукла мальчика. Тогда головку надо оклеить трикотажем светлого розового цвета. Волосы апплицировать из светлого бархата. Пуговки для глаз подобрать голубые. Губы обозначить алой ленточкой. Получится мордашка как на рисунке 10. Мальчика одеваем в кофточку - кукла готова. Таким образом, создается кукла человека. Теперь перейдем животным. Попробуем сделать лису.

Для работы нужно:

Заготовить голову из папье-маше;

Сшить перчатку из бязи для тельца;

Запастись материей рыжего и белого цвета (бархат или мех, подойдет любая ворсистая ткань);

Для мордочки надо взять пуговицы (глаза), кусочки черного бархата, полоски белого атласа, для носа - кусочки черной кожи.

IIорядок работы

Голову из папье-маше закрепляют на станке с колышком и оклеивают ее белой бязью. Если лиса одета в яркий сарафан, то мордочку ее целиком апплицируют оранжевой или красной тканью. Носик оклеивается кожей или черным атласом. Главное - выражение глаз. Для придания глазу выразительности необходимо под пуговки глаз поместить прокладку. Прокладки для глаз вырежьте из бумаги и приложите к мордочке - таким образом, определяется нужный размер. Подглазники из белой материи наклеиваются на черный атлас - так получается черная каемка вокруг белого подглазника. Это придает глазу четкость и выразительность.

Очень важен разрез глаза: глаз круглый - глупый, узкий - лукавый, вытянутый кверху - наивный (рисунок 11). Вместо пуговиц можно использовать кожу, потом ее покрасить лаком. Кожа удобна тем, что можно вырезать зрачок любой формы и величины. Работая над гримом головы, какого-нибудь животного, старайтесь его “очеловечить”. Вот, например, у волка, так расположить космы на голове, чтобы получилось подобие прически. У медведя могут быть бакенбарды и брови - он будет напоминать старика. “Очеловечение” зверей в кукольном театре - обычное явление, ведь они и говорят как люди. Маленького медвежонка наивные детские глаза и чубчик делают мальчишкой. Лисе, чтобы морда была выразительней, добавляют черный цвет на кончики ушек, а белый - на лоб и грудку.

Голова на гапите

Куклы, о которых было сказано выше (“Предстоящие” куклы), обычно делаются без ног. Они называются “Перчаточными”. Костяк такой куклы - это три пальца человеческой руки. На пальце - голова куклы, а большой и средний пальцы - ручки или лапки куклы. Если голова маленькая, то управлять куклой тремя пальцами очень легко. Но голова из папье-маше, да еще очень крупная, как, например, у медведя, не удержится на детском пальце, даже если использовать бумажный патрон. На помощь приходит гапит. Это деревянный стержень с удобной закругленной рукояткой. Кукловоду на таком гапите легко удержать куклу (рисунок 12). Но лапы такой большой куклы не управляются пальцами, а набитые ватой, просто болтаются по бокам туловища.

Заключение

Как уже было сказано. Петрушку можно сделать из любого материала, какой есть под руками. Это и бумага, различные лоскуты, вата, кожа, шерсть и т. д.

В ребенке изначально заложено стремление к игре. Завалить ребенка красивыми заграничными игрушками - хорошо, но это мало. Бывает простая кукла, завернутая в одеяльце, дороже любой роскошной куклы.

Таким образом, имея этот материал под руками можно научить ребенка самого делать куклы - петрушки и приводить их в действие, то есть, выступать на ширме со спектаклем в кружке или дома, импровизируя перед родителями или обыгрывая сказки.

Список литературы

1. Аблынин, Б. Режиссер самодеятельности театра [Текст] / Б. Аблынин. – М., 1991.

2. Белюшкина, И.Б. Театр, где играют дети [Текст] / И.Б. Белюшкина. – М., 2001.

3. Демени, Е. Театральная кукла и ее устройство [Текст] / Е. Демени. - Л.,1991.

4. Караманенко, Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам [Текст] / Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко. – М., 1982.

5. Перевертень, Г.И. Самоделки из текстильных материалов [Текст] / Г.И. Перевертень. – М., 1990г.

6. Смирнова, Н.И. И оживают куклы [Текст] / Н.И. Смирнова. – М, 1982г.

7. Смирнова, И. Самодеятельный театр [Текст] / И. Смирнова. - М., 1995.

8. Соломоник, И.М. Куклы выходят на сцену [Текст] / И.М. Соломоник. – М, 1993г.

Кукольный театр с игрушками, одетыми на руку, великолепно развивает воображение детей, позволяет детям установить более тесные связи с окружающим миром, развивает моторику рук (если дети устраивают такой театр сами), является одним из первых развлечений от креативных родителей. Он может также стать любопытным творческим рукоделием дома или на любых соответствующих кружках для детей старшего возраста.

Настоящих, неординарных и интересных кукол из носков на самом деле создавать очень просто, и дело здесь не ограничивается нашиванием подобий глаз и носа. Главное, подберите не самые простые материалы и уделите свое время, чтобы подстегнуть воображение ваших детей, что так важно в современном электронном мире.

1. Соберите все необходимые принадлежности, которые, по вашему мнению, подойдут для создания кукол-петрушек. Найдите носки с дырками и/или без пары, слишком протертые и прочие, что уже не годятся для нОски. Постирайте, высушите и положите в кучу. Изначально выбирайте носки как можно более интересные: пушистые, с пальцами, неоднородной текстуры, полосатые по расцветке и проч. Добавьте к вашей куче разноцветные перья, тонкие ершики для прочистки труб, ватные шарики, пряжу, наборы пластиковых «глаз» из магазина для рукоделия, фетр или любой более мягкий и тонкий аналог этой ткани. И все прочее, что придет вам в голову подключить к работе. Под рукой у вас также должен быть горячий клей (его всегда можно заменить нитками, но в этом случае процесс займет больше времени) и картон.

2. Начните с выбранного носка. В данном случае это пушистый (чтобы создать эффект шерсти зверюшки) тянущийся носок, в котором образовалась дырка на пятке. На самом деле именно в таких носках чаще всего образуются дырки, так как они протираются быстрее прочих. Так что если вы покупали такие носки, скорее всего, найти дырявый для будущей куклы не составит труда.

3. Отрезаем от такого носка пятку (или ее остатки), создавая отверстие немного продолговатой формы, которое послужит ртом. Обметывать края, как правило, нет необходимости, т. к. они будут закреплены клеем на следующих этапах. Обратите внимание, что иногда рот делают на пятке, а иногда на противоположной от пятки части носка (на подъеме), чтобы пятка в свою очередь стала выпуклой головой куклы.

4. Возьмите любой более-менее мягкий картон (например, бок от любой картонной коробки или перегородку из нее и т. д.), нарисуйте на нем более-менее подходящий по размеру под рот для носка овал. Ножницами вырежьте получившееся.

Самый простой способ нарисовать ровный овал - это рисовать его при помощи прозрачного стеклянного стакана: обрисовать верхнюю половину, сдвинуть вниз примерно на сантиметра 2-3, обрисовать нижнюю половину.

5. Ровно посередине полученного овала - по горизонтали - нарисуйте линию сгиба и согните картон. На текущий момент у нас готова основа рта.

6. Используя овал как шаблон, вырежьте из фетра (лучше, конечно, розового или, в крайнем случае, коричневого/бежевого или красного цвета; если с цветами совсем напряженка, возьмите фетр того же цвета, что и носок, или, наконец, черный) точно такой же овал и наклейте его на картонный аналог - внутрь «рта».

7. По контуру нижней — и внутренней и внешней — кромки рта нанесите полоски клея.

8. Переверните носок вверх ногами и аккуратно просуньте заготовку с клеем под край, который теперь у вас в руках будет нижним (тот, что ближе к верхней части носка, а не к той, где находятся обычно пальцы); прижмите сверху и снизу край носка к клею.

9. Оттяните верхнюю часть картонного рта и почти точно также нанесите горячий клей, но теперь только по внутренней кромке. Далее также просуньте картон в носок, чуть натянув последний сверху, и приклейте кромку носка по краю картона. Поправьте рот, где это требуется, и затем дайте клею как следует просохнуть.

10. А вот теперь начинается настоящий креатив. Для начала набейте нос куклы обрезками любой (но не тяжелой ткани) ткани.

11. Возьмите небольшую часть ватного шарика, скатайте, чтобы получился более-менее ровный шарик и наклейте на него один из подвижных объемных глаз, что вы купили в магазине для поделок. Цвет глаз лучше выбирать контрастирующий с цветом носка.

12. Далее вам нужно будет «примерить» глаз к кукле. Так вы поймете, оптимально ли подходит размер глаза (не нужно ли отщипать еще немного от ватного шарика) и куда лучше глаз прикрепить. Сделайте второй такой же глаз и приклейте оба на выбранные места. Дайте клею высохнуть.

13. Намотайте пряжу контрастного цвета вокруг пальцев руки в несколько оборотов (или вокруг длинного куска картона - по длине, - если хотите, чтобы волосы у куклы были длинными), и в пару оборотов завяжите кусочком пряжи посередине по длине.

14. Разрежьте кончики полученных петель с каждой стороны.

15. Иголкой с ниткой или горячим клеем прикрепите «волосы» к голове куклы в выбранном вами месте.

16. Из перьев, особенно из тех, что как бы состоят из двух частей - пуха внизу и гладкой части выше - получаются отличные брови. Конечно, лучше всего выбирать перья более натуральных расцветок (бежевого, коричневого), но можно взять и такие, что будут совпадать по цвету с «волосами» куклы. Прикрепляем по перу над каждым глазом при помощи ниток или горячего клея. Даем клею высохнуть.

17. Опробуйте куклу на руке. Обратите внимание на то, как она смотрится и насколько вам удобно ею оперировать. Поправьте что-то, если в этом есть необходимость. Попрактикуйтесь во владении новым персонажем, в умении придавать ему те или иные «выражения лица». Сделайте для него не менее оригинальных друзей.

А теперь можно устраивать кукольный театр!