Как сделать куклу из колосьев. Изготовление куклы из соломы. Мастер-класс по изучению различных техник обработки соломки

Ирина Мандрыка1

Когда то я была совсем маленькой девочкой и моя бабушка рассказала мне,как моя мама играла соломенными куклами . Мне стало интересно и я попросила бабушку сделать мне такую же куклу. Бабушка выполнила мою просьбу, и с той поры,кукла стала моей самой любимой Я не расставалась с ней ни на минуту. Предлагаю вам мастер класс по изготовлению соломеной куклы . Возможно она понравится вашим детям или воспитанникам.

Куклы из одного пучка соломы .

1. Приготовьте пучок соломы из соломин средней толщины . Коленца - узелки обрежьте. Длину соломинок определите сами . Высота этой куклы будет такой же, какой длины соломины вы подберете .

2. Подравняйте пучок и, отступив немного от одного конца, перевяжите его – получилась голова.

3. От пучка – туловища отделите с двух сторон по небольшому пучку соломин для рук , отметьте его большую часть и перевяжите, а лишнюю часть соломинок отрежьте

4. Руки, пока солома влажная , можно вытянуть полукругом или одну из них поднять вверх, а вторую опустить вниз. Только не забудьте «запутать» согнутые части нитками, чтобы после высыхания руки остались в том положении, которое вы выбрали для своей куклы.


5. Для куклы – мальчик нужно разделить нижнюю часть пополам и перевязать ноги.

6. Если вы хотите сделать куклу - девочку и у нее была пышная юбка, то аккуратно разведите в разные стороны соломины нижней части пучка – юбки и вставьте внутрь скомканную бумагу.


7. Когда кукла высохнет, срежьте нитки, которыми были запутаны руки, и удалить скомканную бумагу.


Соломенные куклы можно выполнять разными способами. С ними можно играть, и они могут быть чудесными сувенирами, можно использовать в оформлении выставок и интерьеров.

Соломенные куклы своими руками

Вы и ваши дети получат море радости и удовольствия, когда на ваших глазах произойдет это удивительное превращение. Немного фантазии - и у вас в руках окажутся сказочные персонажи: соломенный бычок и соломенная кукла-бабушка.

Для создания соломенных кукол понадобится

  • солома и колоски;
  • ножницы и клей;
  • пуговки, нитка с иголкой или клей;
  • крепкая нитка или проволока;
  • лоскутки тканей и тесьма;
  • мочальная лыковая кисть.

Как сделать соломенные куклы своими руками

1. Для изготовления куклы-бабушки нужна кисть из лыка липы, которую можно купить в хозяйственном магазине. Отступив от верхушки, перевяжите несколько раз ниткой. Это голова.

2. С обеих сторон пучка отделите небольшие части и сплетите из них косички. Так у нас получатся руки. Определив длину рук, лишние концы обрежьте и перетяните ниткой.

3. Талию куклы перетяните ниткой, а низ пучка расправьте - получится юбка. Глаза и щеки сделайте из пуговок - пришейте их или приклейте. Рот сделайте из нити красного цвета и приклейте его. Голову повяжите платочком, наденьте жилетку и юбку, а поверх юбки наденьте фартук. Соломенная кукла-бабушка готова.

4. Для изготовления соломенного бычка вам понадобится два пучка соломы разных размеров. Длина туловища игрушки - 120 мм. голова - до 60 мм. Голова в диаметре должна быть в 1.5 раза меньше туловища.

5. Пучки перевяжите толстой ниткой с двух концов, отступив от каждого края по 10-15 мм. У вас получатся туловище и голова.

6. Голову соломенной игрушки закрепите на палочке, служащей шеей. Палочку изготовьте из нескольких связанных вместе соломинок. Таким же образом сделайте ноги и наденьте на них туловище. Уши и хвост соорудите из колосков. Глаза сделайте из пуговок - пришейте их или приклейте. Теперь нужно соединить туловище и голову. Соломенный бычок готов.

Так уж заложено природой, что женщины связаны с куклами всю свою жизнь. Маленькой девочке их дарят или она сама мастерит. Вырастая, становясь матерью, она играет в куклы со своими детьми.

Куклы используются не только для игр, но и как сувениры, реклама, как театральные персонажи и герои мультфильмов.

На смену ручным народным куклам на витрины магазинов пришли "барби" и "кены", а в сувенирных лавках появились куклы в богато расшитых народных костюмах.

Но наряду с этими промышленными и кустарными красавицами в последнее время наблюдается живой интерес к рукотворной народной тряпичной кукле. Это происходит потому, что такая игрушка обладает целым рядом привлекательных свойств: доступностью, вариативностью, возможностью самореализации.

"Уже более 100 лет русская народная игрушка привлекает специалистов. Её изучают историки, археологи, педагоги, художники, искусствоведы. За это время написаны сотни научных и популярных статей."И тема эта далеко не исчерпана.

В последние годы большое внимание уделяется возрождению забытых видов народного декоративно-прикладного искусства в России. Особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой распространенных растительных материалов.

Солома в жизни русского крестьянина была органическим материалом в труде, и в обрядовой деятельности. Трудовой процесс земледельца неразрывно связался с символикой снопа, зерна, колоса.

В году много обрядов и праздников посвящалось хлебу, гаданиям на урожай, благодарениям земли: это и рождественские традиции, и "жаворонки" - зазывание весны с использованием соломенных птичек.

Масленичные обряды невозможны без соломенной атрибутики. В числе осенних праздников наиболее значимы спожинки, где тема снопа и колоса звучит ярче всего.

Декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемы злаков издавна используется для художественного оформления самых разных вещей.

Ещё в прошлые века в Европе оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы. В западной Европе, где поля в основном засевали пшеницей, для поделок шла именно пшеничная солома.

Настоящие ценители и знатоки этого вида декоративно-прикладного искусства всегда определят, где изготовлено то или другое изделие из соломки, так как работы мастеров из различных областей нашей и других стран отличают традиционные стили работы, виды изделий по назначению и технике исполнения.

В Японии, Вьетнаме и Китае мастера изучили свойства рисовой соломы и научились искусно использовать её для изготовления различных изделий: ширм-перегородок, декоративных панно, а также игрушек и декоративных скульптур.

В Польше, Чехии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную солому.

В России, Белоруссии и на Украине ведущей зерновой культурой была рожь, поэтому в повседневной жизни крестьян чаще всего приходилось иметь дело с ржаной соломой.

Именно эта солома шла на хозяйственные нужды и всевозможные поделки. Также использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома. При изготовлении поделок учитывались особенности каждого вида соломы, ведь солома соломе рознь, недаром, крестьяне сложили поговорку: "Гречневая солома кривая, ячменная смачная, пшеничная пышная".

"Ржаница" - так в старину называли ржаную солому - была длинной, прямой и прочной. Распаренная и вымоченная в воде, она становилась настолько прочной и гибкой, что из неё можно было плести очень мелкие изделия с тонкой отделкой.

Из ржаной соломы плели корзины, сумки и коврики. Основой большинства плетеных изделий из соломы, будь то сумки, корзины, головные уборы, коврики служат плетежки или плетешки. Эти слова продолжают жить в лексиконе народных мастеров, работающих с соломой.

В среде жниц, имеющих богатое воображение, родилась загадка: "Маленький Афанасий травкой подпоясан" И, конечно же, каждый сельский житель узнавал в "маленьком Афанасии" ржаной или пшеничный сноп. Нашлась среди жниц мастерица, которая, может быть в шутку, сделала Афанасию руки и поставила среди стерни.

Это, наверное, и было рождение первой соломенной скульптуры.

Масленичная кукла, так называемая "Кострома", олицетворяла собой прошедшую зиму со всеми невзгодами, была, как правило, плодом коллективного творчества, Большая кукла должна была получиться смешной и неприглядной, чтобы было не жалко в конце праздника придать её огню или же пустить на плоту вниз по реке.

Пучок соломы, перевязанный жгутом, служил основой традиционных крестьянских игрушек.

Постепенно выделились талантливые мастерицы, которые уже не в поле, а в домашней обстановке стали делать куклы, фигурки коней, оленей, а также разных фантастических животных.

Всевозможные корзины, короба и другие изделия плели крестьяне из соломенных жгутов. Сущность этого вида спирального плетения заключался в том, что слегка скрученный соломенный жгут обматывается прочной бечевкой и укладывается по спирали плотными витками.

В Нижегородской, Тверской и Вятской и других областях золотистой соломкой украшают самые разнообразные предметы: ларцы, шкатулки, рамки, игрушки.

Традиционной среди мастеров стала техника инкрустации из соломки.

Мы занимаемся рукотворной куклой уже несколько лет. Приступая к занятиям, обычно погружаемся в историю предмета. Когда и как появилась эта кукла? Какой она была? Какие функции выполняла?

Обычно начинаем занятия с чтения сказки "Василиса Прекрасная" из сборника А.Н. Афанасьева. Сколько загадок и открытий таится в этой сказке! ":Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: ":Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никогда не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета:.."

Дальше выясняем, для чего ещё нужна была такая игрушка, вычленяем её функции: общение, игра, приобщение к ремеслу, подарок, предмет магии, средство социализации. Параллельно с тряпичной куклой, мы пробуем изготовлять куклу из соломы Начиная мастерить куклу из соломы, мы вспоминаем, какую родословную имеют простенькие игрушки соломы? Очень-очень давно в языческие времена, в обрядах наших предков "принимали участие" соломенные чучела. Прошло много веков, на Руси уже приняли христианство, а традиция использовать в праздничных забавах соломенные куклы осталась. Соломенное чучело в шапке и кафтане в масленицу отправляют плыть по реке в конце торжества. Из года в год такие куклы из соломы оставались одним из любимых развлечений деревенской детворы.

А потом весёлых забавных человечков забыли. Но так уж устроен наш мир, что не может безвозвратно исчезнуть то, что приносит радость и делает людей добрее.

Вот тут-то мы и начинаем творить свою несравненную куклу-красавицу.

Учебный год начинается с празднования "осенин", с изучения темы "Хлебная Матушка" и изготовления традиционной игрушки из соломы, Продолжается эта тема ближе к весне, когда мастерят чучело Масленицы (Костромы)

Изучая древние верования и сравнивая их с современными традициями, можно сделать вывод о том, что соломенная кукла является едва ли не самой древней, распространенной, но менее всего сохранившейся, Основным её назначением было жертвоприношение земным и водным стихиям и божествам.

В основе "Хлебной Матушки" лежит пучок соломы, перегнутый посередине веерообразно, сложенный вдвое или перекрученный. Руки и косы такой куклы выполняют способом отведения части материала основы от линии сгиба или шеи.

Для придания устойчивости и пышности юбке подвязывают дополнительные соломинки по линии талии или насаживают основу на специально подготовленный соломенный подъюбник.

Перед началом работы солому размягчают в воде, она становится мягкой, податливой. Перетяжки можно выполнять нитками оранжевого, красного, зеленого или подходящего по тону к основе цвета. Костюм и элементы его декора либо закладываются в конструкцию куклы, либо выполняются отдельно и потом пришиваются или вплетаются в основу. В некоторых случаях используется текстиль и элементы вышивки, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не потерять прелести основного материала - соломы.

Такие куклы часто называют "стригушами", потому что в ходе работы солому подравнивают, стригут, выстригают.

При работе над образом куклы кроме знакомства с конструкцией и технологическими приёмами возникает необходимость изучения костюма, его исторических, региональных, сословных, половозрастных и сезонных особенностей.

Работая с тканями, мы изучаем их орнаментацию и колористику, знакомимся с ценнейшими коллекциями тканей и платков, изучаем историю народного костюма.

Вариантов соломенной куклы несколько:

  • кукла-матрешка
  • кукла-мальчик
  • универсальная кукла
  • дед Мороз и Снегурочка

Соломка - это благодатный, теплый, душевный материал, из которого можно смастерить несравненное чудо. В поделках из соломки живет душа, они приносят добро, надежду, удачу всем, кто хоть раз прикоснется к этому народному искусству.


- Листья, шишки, солома, камни…

Таких кукол делаю не только в России. Немцы очень любят оформлять свои кантри интерьеры при помощи соломенных кукол, и даже считают из своим немецким народным творчеством. Не удивительно, ведь там, где издревле выращивали зерно - всегда оставалась солома, которую местные мастерицы пускали в дело.

Материалы:
Для изготовления игрушек используется высушенная чистая солома. Соломка должна быть сухой, чтобы потом изделие из нее не сгнило. Также пригодятся разноцветные лоскутки для одежды и бечевка. Шпажка или палочка.

Для детских поделок можно использовать обычную мочальную кисть для побелки, которая продается в хозяйственных магазинах.

Способ изготовления соломенной куклы:

  • Соломку нарезают одинаковой длины, и сгибают их пополам.
  • Ниткой или бечевкой перевязывают голову, не забыв просунуть в узел шпажку или палочку.
  • Соломенные руки вставляют в тело, разделив его пополам и также перевязывают бечевкой. Ручки можно сплести косичкой или просто обмотать бечевкой или более мягкой соломкой.
  • Дальше концы рук можно привязать к поясу, определив талию куклы или оставить их свободными, как на фото.

Дальше куклу наряжаем. Голову можно просто украсить платком, повязав его вокруг головы, или смастерить шляпу. На фотографиях головы сшиты из материала, и надеты вместе с наполнителем поверх соломенной. Лицо нарисовано.

Такая кукла не только украсит цветочный горшок, но и прослужит вам оберегом долгое время. Ведь обереги на Руси никогда не покупались, они всегда изготавливались только своими руками.
Можно много найти материала в интернете и на сайтах для родителей , как мастерить с детьми из соломы и какие обереги сделать. Самый распространенный славянский соломенный оберег - декоративный веник, который тоже не сложно сделать, и о которым мы обязательно напишем в следующих статьях.

Работа заняла

1 место

Это сейчас у детворы игрушек видимо-невидимо! Да еще и каких хочешь: от простых механических, до сложнейших электронных и радиоуправляемых! От компьютера порой ребенка вообще не оттащишь! А чем же играли дети былых времен? Из чего были сделаны игрушки для них? Какие это были игрушки? Вот об этом мы и будем вести сегодня свой рассказ.

И так, что же такое игрушка? «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи» - читаем мы в Словаре русского языка, составленном В.Далем. Причем, надо заметить, что игрушки появились на земле гораздо раньше, чем их определение.

Сначала игрушки для детей делали дома, из подручного материала, потом появились мастера-игрушечники, которые стали делать игрушки на продажу. Но не каждой семье были по карману покупные игрушки, поэтому дети из небогатых семей продолжали играть в самодельные. Тряпичные куклы деревянные чурбачки, глиняные свистульки, соломенные кони – были излюбленными игрушками крестьянской детворы.

Как у всех земледельческих народов, у славян солома была важным в крестьянском хозяйстве материалом. Соломой крыли крыши домов, хлевов, амбаров. Ею подкармливали скот. Из соломы делали изображения языческих богов и с ними весной встречали, а осенью провожали Ярило - солнце. Их носили с песнями по селениям, а потом сжигали или пускали на плотиках вниз по реке.
Языческие обряды давно забыты, а вот умение делать фигурки из соломки сохранилось.

Для изготовления декоративной скульптуры и игрушек используют как целые стволы злаковых растений, так и верхние их коленца, имеющие самые длинные соломины. Целые стволы идут на крупные изделия, а верхние междоузлия - на средние и мелкие. Чтобы солома стала гибкой, ее, так же как и для плетения, вымачивают в воде, а затем завертывают на время работы во влажную холстину. Готовые соломенные фигурки отделывают плетежками.

Плетение из соломки объемных фигур – кукол, животных, птиц – уходит своими корнями в далекое прошлое. Такие куклы и фигурки были не только игрушками для детей, но и использовались в различных обрядах. Кукла использовалась и как оберег для детей, поскольку не имела черт лица. А согласно верованиям, в таком случае она считалась предметом неодушевленным и в нее не могли вселиться злые духи.

Кони, козы, птицы, куклы из соломки – это тоже божества и защитники: конь – герой многих поверий и сказок, он всегда сопровождал мужчину и был ему и другом, и советчиком, и защитником; коза – символ урожая и плодовитости; кукла – Мать-прародительница, защитница женщин; птицы – души предков, охраняющие и помогающие ныне живущим на Земле.

На протяжении всей истории своего существования человек не мог обойтись без надежды на помощь и поддержку, непонятых им до конца, сверхъестественных сил. Он наделял их образами, которые сопровождали его всю жизни. Фигурки из соломы, которые изображали петуха, голубя, козу, ставили на рождественский стол. Соломенных птиц подвешивали над столом. Фигурки дарили молодым на свадьбе, друг другу в соответствующие праздники, большие изображения Масленицы, Марены делали во время массовых обрядов, принося в жертву через сожжение или потопление. Соломенные жаворонки были первыми предвестниками весны – с ними вместе люди звали ее.Из соломки можно изготавливать различные декоративные скульптуры и игрушки благодаря ее свойству гнуться и сохранять заданную форму.

"Конь златогривый"

Декоративная фигурка коня из соломы может украсить любой современный интерьер, а заодно и напомнит о древних истоках народного искусства. Собирают фигурку из двух снопиков. Один снопик как можно туже скручивают недалеко от торцевого среза мягкой проволокой, оставив свободными два длинных конца (рис. 35 а). Затем все соломины перегибают через проволочное кольцо в противоположную сторону. При этом концы проволоки должны оказаться внутри пучка соломы (рис. 35 б). Пучок, из которого будут формироваться голова, шея и передние ноги, туго перевязывают бечевкой и верхнюю часть сгибают дугой (рис. 35 в).
Сделав таким образом основу головы и шеи, приступают к изготовлению гривы (рис. 35г). У этой наиболее выразительной части декоративной фигурки намеренно утрированы пропорции и форма гривы. От коня словно исходит солнечное сияние. Такое решение гривы отвечает народным традициям, в которых конь почитался как символ солнца. Грива собирается из отдельных соломин, а иногда и из небольших пучков. Каждой соломиной поочередно огибают шею коня и переплетают "веревочкой" - специально заготовленным жгутом из соломы или пеньки.
Когда грива будет готова, берут новый пучок соломы и, обогнув его вокруг туловища, туго перетягивают бечевкой (рис. 35 д). Отступив на некоторое расстояние, пучок перетягивают бечевкой еще раз, обозначив, таким образом, туловище коня. Оставшаяся часть соломенного жгута разделяется на три части, из них будут сделаны задние ноги и хвост. Две части жгута, в которых должны оказаться концы проволоки, сгибают временно под прямым углом к туловищу и недалеко от торцевых срезов перевязывают бечевками. Третья оставшаяся часть идет на изготовление хвоста. Его окончательно отделывают на последней стадии работы. А пока делают передние ноги, разделив пополам первый пучок соломы так, чтобы концы проволоки оказались в середине каждой половины. Чтобы обозначить колени, каждую из четырех ног перекручивают в середине бечевкой, а затем полосками соломы. Концы проволоки, торчащие из соломы, либо обрезают кусачками, либо сгибают и прячут, чтобы их не было видно снаружи. Затем ноги сгибают так, чтобы создавалось впечатление стремительного бега коня.
На последней, завершающей стадии приступают к отделке фигуры. Все без исключения места, которые были перевязаны бечевкой, обматывают полосками соломы.