Африканская маска лицо смотрит в три стороны. Африканские маски в интерьере. Что означают африканские маски. Чикагская гостиница смерти

Маска , я тебя знаю! Забавно угадать, кто скрывается под карнавальной маской. Чего не скажешь о масках, которые так любят привозить из путешествий туристы в качестве сувенира. Масками украшают интерьеры, особенно хорошим дополнением они служат в этностиле. Эти маски больше всего хранят в себе мистики и таинственности, что не совсем хорошо, если вы не знаете истинное предназначение этой маски.

Поэтому, прежде чем внести в дом роскошный заморский сувенир, поинтересуйтесь историей происхождения и использования этой маски, о культуре страны.

Ритуальные маски

Такие маски особенно распространены в Африканских странах. Ритуальные маски несут в себе сакральное значение и предназначены для передачи определенной информации, идущей из невидимого простым людям мира. Такие маски украшены характерными узорами, мистическими знаками и в них зашифрованы послания, которые защищают присутствующих на похоронной церемонии от вторжения злых сил потустороннего мира.

Такие маски надевают, как правило, мужчины при исполнении ритуального танца, и женщине к этим маскам даже прикасаться нельзя.

Мистическая сила, заложенная в культовые предметы, не всегда имеет защитную силу. Некоторые маски создают для проклятия или сведения бед и болезней на будущего владельца этого сувенира. Соответственно, украсив свой дом таким экзотическим экспонатом, вы нанесёте ущерб энергетике дома.

  • Одним из таких зловещих сувениров считается маска Маруса . В африканских деревнях её подбрасывали к дому людей, которых считали предателями, а сама маска обозначает пожелание проклятия.
  • В Нигерии для погребальных целей создают терракотовые скульптуры с профилем лица.
  • А камерунцы в своих масках больше отражают прошлое.

Разнообразие узоров на масках — это символическое описание стадий преображения человека. Такие маски используют для раздвоения личности, чтобы можно было общаться с душами мёртвых, на специальных сеансах и во время погребения умершего.

  • Некоторые маски используют при жертвоприношении животного, защищая себя от духа смерти. Такие имеют распространение в Заире, и особенно популярна фигура Бванга , на которой изображен властитель различных сил природы.
  • Существуют маски, украшенные клыками, хвостами, черепами, рогами различных животных. Одна из распространенных таких ритуальных масок с Берега Слоновой Кости, обозначающая мировой хаос.

Стоит ли в память о поездке в Африку приобретать такую экзотику, порой несущую зловещую или мистическую силу?

Карнавальные маски

История карнавалов уходит вглубь римских времён, когда устраивали праздник в честь Сатурна и окончания сельскохозяйственных работ. Люди радовались собранному урожаю, устраивали пышные пиршества и гуляния. В эти дни рабы освобождались от работы, им разрешали сидеть за одним столом с вельможами, которые кстати ещё и прислуживали своим слугам, т.е. всё было наоборот.

С появлением венецианского фестиваля в эпоху Возрождения появилась и маска, как основной атрибут карнавального костюма. Маска позволяла принять любой облик , уходили прочь условности и можно было позволить новые знакомства и отношения с любым человеком, ведь все были равны.

Одна из самых распространённых венецианских масок — Баута . Своим вытянутым видом она напоминает ритуальную африканскую, тем не менее, венецианская маска использовалась лишь для появления инкогнито, когда высокопоставленные чиновники не желали быть узнаваемыми в обществе. Такую маску мог позволить себе любой гражданин.

Маска, перевоплощавшая любую барышню в знатную особу «Венецианская дама» . Такая маска украшалась перьями и драгоценными , необычной причёской. Рассматривается несколько вариантов венецианской дамы: Либерти, Саломея, Фантазия.

Маска кота. Происхождение этой маски связывают с одной историей про бедного китайца, прибывшего в Венецию с одним котом. Спустя время китаец вернулся на родину богатым человеком. Таким он стал благодаря коту, который передавил всех мышей во дворце знатного дожа.

Кота оставили на службе в Венеции за огромное вознаграждение. Рассказав свою удивительную историю успеха, китаец навёл на мысль своих соседей отправиться в Венецию с более дорогим товаром, за который предполагалось выручить больший куш, чем за какого-то кота.

Товар был оценен по достоинству, особенно китайские шелка, за которые не жалко было отдать самое дорогое и ценное, что было у знатного дожа — это кот.

Маска Гражданина, или Вольто. Такие маски разрешалось носить не только на карнавале, но и в определённые будние дни, разрешенные местными властями. Ее мог надеть гражданин любого сословия. Маска Вольто практически полностью повторяла контуры и форму лица.

Маска смерти

Мистерии и карнавалы демонстрировали всегда не только праздник жизни, но и другую её сторону — смерть. Смерть изображали специально ряженые люди в маски и балахоны, напоминающие смерть.

Во Франции такой ряженый назывался Свирепый жнец или Властелин смерти.

Самое знакомое и популярное изображение смерти — это маска-череп, которая одевалась как шапка и балахон костюм с изображением скелета. Такой наряд пришёл из Тибета.

Ещё одна маска, напоминающая смерть — венецианский Доктор Чума . Она жутковата на вид, с длинным клювообразным носом. Такие маски использовали лекари во время чумы, от которой Венеция страдала несколько раз. Предполагалось, что различные масла и лекарственные снадобья, которые закладывали в длинный нос, смогут защитить врача от заражения.
Уже позже «Доктор Чума» стал одним из популярных персонажей на карнавале.

Покупая маску, нужно задумываться не только о том, какое место она займёт в интерьере, как украсит стену, но и о её истинном историческом, этническом значении.

Не все маски являются мистическими или культовыми предметами. Многие из них отражают культуру той или иной страны.

Если вы не уверены, какой тайный смысл скрывает маска, не спешите украшать с её помощью свою комнату: могут многое рассказать о тайных пристрастиях и увлечениях хозяев дома. А необычная маска может создать неправильное представление о вас у ваших гостей.

Коренные жители Африки уверены, что все окружающее пространство заселено духами, иногда благожелательными к людям, но чаще равнодушными или даже агрессивными. Помочь найти с ними контакт или принудить исполнить желаемое могло помочь использование нужной африканской маски.

Виды и различия масок

По тому, как выглядит маска, из какого материала сделана и какие цвета использовались при раскрашивании, коренные жители Африки могут определить не только регион, из которого пришла маска, но иногда и мастера.

Для представителей отдельных племен черного континента характерны агрессивные, воинственные маски, например, для племени Бамбара (государство Мали).

Более чем распространены зооморфные африканские маски. Они славятся своим разнообразием и красотой отделки. Чаще всего эти маски символизируют священное тотемное животное племени. Иногда маска выполняется в виде головы животного, чьи качества хотел бы привлечь ее носитель.

Довольно часто маски отражают гендерные отличия носителей: они бывают ярко выраженными мужскими или женскими. Чтобы подчеркнуть символизм и увеличить степень воздействия маски, ее декорируют натуральными волосами или вставляют настоящие зубы.

К сожалению, фото африканских масок практически не передают их причудливой самобытности и предельной экспрессии.

История возникновения

Начало изготовления и использования ритуальных африканских масок прослеживается со времен палеолита. Например, в пещерах ЮАР сохранились наскальные росписи, изображающие охотника в костюме птицы и с ритуальной маской на лице. В дальнейшем у каждого племени возникали свои традиции изготовления ритуальных масок. Например, необычные маски племени моси часто выполнены в виде вертикальной платины в резным орнаментом. А необычные маски древних племен Берега слоновой кости знамениты удлиненным овалом лица и раскосыми прорезями для глаз.

Наиболее массово изготавливали и использовали маски племена, ведущие оседлый образ жизни. У древних родов охотников-собирателей, которые постоянно кочевали с места на место, ритуал создания и поклонения маскам был менее распространен.

Магическое значение масок

Для африканцев маска является отображением конкретного духа или божества, обратившись к которому можно получить поддержку. Одевший ее человек становится равным по силе существу, к которому обращается.

Африканские ритуальные маски очень сложные и многобразные. Несмотря на кажущуюся пестроту, все маски выполняются по издавна заведенным канонам. Каждая линия рисунка, каждый символ исполнен глубокого смысла.

Например, толстые надутые щеки маски считаются символом плодородия и изобилия. А изображение животного или птицы над человеческим лицом маски передает ее носителю основные характеристики животного. Часто маски дополняют рогами буйвола или антилопы, клыками кабана или другими атрибутами животного мира.

Ритуальные маски используются шаманом или вождем племени для общения с миром духов или при проведении погребальных обрядов. Без них не обходятся ни обряд посвящения юношей, ни начало охоты, ни вызов дождя. И для каждого ритуала используются свои, исполненные символизма, маски.

Внешние отличия масок

Наиболее распространены лицевые маски. Их делают с отверстиями для глаз и (иногда) для рта. В сложных ритуальных масках изготавливают подвижную нижнюю челюсть.

Африканские маски могут передавать большой диапазон эмоций: от восторга и счастья до страха. Но чаще всего лица масок делают устрашающими, воинственными. Такие изображения должны передавать силу и агрессию своим носителям.

Прикрепляют лицевую маску к голове с помощью сложной системы кожаных ремешков, а еще дополнительно ее подвязывают к поясу. Это обосновано немаленьким весом маски, сделанной из цельного куска дерева и украшенной камнями и рогами животных.

Очень популярны при проведении ритуальных танцев маски-гребни. Они более легкие, но не менее выразительные. Эти маски выглядят как возвышающийся над головой носителя гребень, выполненный в виде животного или человека.

Отдельно выделяются большие нательные маски-доски. Их используют при проведении значительных ритуалов, например, при сборе урожая или посвящении молодежи во взрослую жизнь. Вес такой маски может достигать 30 кг, переносить ее могут несколько человек. Известна огромная маска "сириге" народа Догонов, которая в высоту достигает 6 метров. Только очень сильный и опытный танцор сможет плясать в ней ритуальный танец.

Уникальность работы мастеров

Иногда африканские маски выглядят нарочито грубыми и небрежно сделанными, кажется, что мастеру не хватило умения. Это совсем не так, каждое движение примитивного резца тщательно рассчитывается и имеет глубокий смысл.

Случается и наоборот, то есть маска является истинным произведением искусства. Очень четко прорабатываются мельчайшие детали изображаемого персонажа, передаются необходимые эмоции. Кроме росписи, маски часто искусно украшают ракушками-каури, перьями, примитивными бусинами.

Изготовление масок - особо почетное ремесло в Африке. Часто секреты мастерства передаются по наследству. При этом передаются не только знания, но и традиционные каноны изготовления африканских масок.

Символизм масок

Довольно часто маски используются как средство воздействия на людей. Многие маски хранятся в тайных священных местах, где их никто не видит. На больших праздниках шаман или вождь одевают маску, дополняют ее ритуальным одеянием из пальмовых волокон, трав и цветных перьев и начинают сложный танец. Часто маски бывают очень устрашающими и сюрреалистическими. Конечно, на неискушенных жителей это производит огромное впечатление.

Используются маски и для устрашения непокорных. Например, традиционная маска, выполненная в виде головы быка не имеет никакого отношения к охоте или сельскому хозяйству. Пряча лица под такими масками, африканские стражи порядка воздействуют на жителей в случае беспорядков или бунта. Страх перед ними настолько велик, что толпа часто разбегается при виде нескольких таких масок.

Африканские маски и их значение очень разнообразны: от устрашающих тотемных до оберегающих беременных женщин специальных нательных масок.

Разнообразие материалов

Чаще всего для изготовления масок используют местные породы дерева. Для обработки материала используют простейшие инструменты, часто выполненные из мягкого металла. Для придания африканским маскам из дерева необходимой гладкости их полируют шершавыми листьями. Только в последнее время мастера начали использовать наждак. Поэтому изготовление маски - это не такой быстрый процесс.

Чтобы предохранить древесину маски от быстрого разрушения, ее пропитывают специальными маслами или соком растений. Иногда заготовку маски долго коптят над костром, тогда она приобретает глубокий черный цвет.

Окрашивают их с помощью натуральных растительных красок и пигментов. Для украшения масок и придания уникальности используют раковины, бусины, зубы и рога животных, цветные перья.

Изготавливают традиционные маски не только из дерева. Мастера используют также слоновую кость, украшая ее искусной резьбой. В некоторых районах Ганы ритуальные маски отливали из бронзы и золота.

Африканская маска своими руками

Мода на африканский стиль в интерьере продолжает набирать популярность. Обычно это очень самобытный интерьер, выполненный в натуральных оттенках и с использованием эко-материалов. Хорошо в дизайн таких помещений вписываются стилизованные деревянные скульптуры, текстильные покрытия на полу и, конечно, ритуальные африканские маски на стену.

Подлинные маски (кроме высокой цены и редкости) часто несут в себе скрытый мистический смысл, да и выглядят достаточно устрашающе. В качестве альтернативы можно изготовить африканскую маску своими руками.

Для работы понадобится папье-маше (смесь, сделанная из бумаги, строительного клея ПВА, и нескольких ложек натурального льняного масла), твердая основа, по форме похожая на маску, кисти, черная акриловая краска, перламутровая эмаль для придания блеска.

На основе формируем будущее лицо маски, прорабатываем глаза, рот, придавая лицу африканские черты. Желательно сделать выражение маски максимально эмоциональным. Ждем, пока масса застынет, тщательно шлифуем ее до абсолютно гладкой поверхности.

Для украшения можно использовать бусины, твердые макаронные изделия, цветные нити, семечки. Создав образ, покрываем маску черной акриловой краской. Возможно, понадобится несколько слоев краски, чтобы поверхность стала выглядеть однородной. Финальным штрихом будет нанесение эмали. Стильное уникальное украшение интерьера готово!

Ритуальные маски были известны с древности у многих племен и народов Африки, Северной и Южной Америки, Азии и Океании.

Изготовлялись маски всегда из подручных средств - дерева, коры, травы, кожи, материи, кости и т.п., и изображали человеческие лица, головы животных и всевозможных фантастических или мифологических существ. Ритуальные маски связаны с культами духов предков, животных (тотемизмом, являющимся первоосновой всех ныне существующих религий) и природы. Надевший ритуальную маску словно преображался в то существо, которое она изображала. Природа маски глубоко символична.

Африканская маска ©Flickr

Происхождение той или иной маски не всегда понятно, но выделить некоторые типичные функции ритуальной маски все же можно. Так, известный американский антрополог и лингвист Франц Боас выделял функцию так называемой «персонификации духа», с помощью которого отгоняются враждебные силы, а также функцию маски как средства, призванного обмануть духа. Еще одна функция масок - это, конечно, сохранение культа предков и увековечивание их памяти. Советский философ и культуролог Михаил Бахтин подчеркивал также зрелищную роль маски как предмета смеховой и карнавальной культуры. Недаром же прообразы некогда ритуальной маски стали неизменным атрибутом театра (сюда можно отнести не только театральные маски, но и, собственно, грим, который тоже является разновидностью маски).

Ритуальная маска племени догонов, Африка. Такую маску имеют право носить только мужчины / ©Flickr

Разумеется, ритуальная маска - это, прежде всего, атрибут ритуалов. Но в чем заключается сущность ритуала в традиционных культурах древних и современных народов мира? Ритуалы призваны разделять область профанной (мирской, повседневной) жизни и жизни в мире сакральном. Переход из одного мира в другой невозможен без всевозможных культовых и магических предметов, в роли которых испокон веков выступали еда, питье, в некоторых случаях производимые с ритуальной целью увечья и т. д. Одним из важнейших инструментов такого перехода была и маска. Поэтому основная ее функция - это все же перевоплощение в некое существо из сакрального мира (животное, предка, духа, бога).

По предназначению немецкий этнограф Рихард Андре и русский антрополог и этнограф Дмитрий Анучин делили маски на: 1) культовые, 2) военные (нередко, например, у народов Меланезии, Африки, Америки маски были принадлежностью так называемых тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и т.д.), 3) погребальные, 4) свадебные, 5) театральные и танцевальные.

Китайская маска / ©Flickr

Другая классификация учитывает характер изображения: простые изображения человеческого лица, 2) искаженные, устрашающие изображения, карикатуры, 3) изображения животных, 4) наголовники и т. д.

Несмотря на великое множество видов масок у разных народов мира, все они, так или иначе, универсальны. Почему? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо вернуться к смысловому значению маски. Для чего нужна маска? Чтобы закрыть лицо. А что такое лицо? Это выражение нашего «я». Наши эмоции, чувства, характер, возраст, принадлежность к социальному слою - все это отражается на нашем лице. Можно сказать, что наше переменчивое лицо и есть отражение нашей жизни. Именно поэтому закрывание лица в «переводе» с языка традиционных обществ означает символическую смерть. Символическая смерть - это неизменный атрибут ритуалов перехода. Проходя ритуал, представитель традиционного сообщества временно «умирает» для внешнего мира и «воскресает» уже в новом качестве, нередко - с новым именем и сущностью. Похожий ритуал, к слову, часто отображается в сказках, например в русских народных, когда Иванушку-дурачка варят в кипятке.

Индейская маска / ©Flickr

Вообще любое временное ритуальное сокрытие лица в «переводе» с языка символов означает смерть. Роль маски, к примеру, в свадебных обрядах сегодня выполняет фата, которой занавешивают (или некогда занавешивали) лицо невесты, которой в этот день из девушки предстоит превратиться в женщину и жену. Помимо цели - сокрытия лица - здесь играет роль и цвет фаты - белый, являющийся одновременно символом и чистоты, и смерти.

Ритуальный грим, Папуа-Новая Гвинея / ©Flickr

Таким образом, маска - это символ перехода в иную реальность. Феномен маски многогранен, но первооснова ее сущности - символ пребывания в области смерти.


Маски создавали и носили практически все древние культуры на этой планете. В доказательство древности этого предмета и использования различных масок с доисторического периода и до наших дней,сохранились изображения в наскальной живописи.В пещере Ласко (Франция) сохранились наскальные рисунки периода Каменного века, на которых изображены охотники в ритуальных масках животных. Во всём мире существует множество масок, разных стилей и направленности для их применения. Но в основном маски используются для проведения ритуальных церемоний. Приверженцы религий верили, что маски обладают живой энергетикой и великой силой. В некоторых случаях маски использовали и для погребения усопших, чтобы помочь духу найти путь к астральному телу. Другие маски предназначались для воспрепятствования злому духу завладеть телом усопшего.

В современном западном обществе маски обычно используются для игры в театре или на праздничных карнавалах. Цели использования масок различны, но интересен тот факт, что с доисторических времён люди так и не потеряли к ним интерес.Разные культуры использовали маски различными способами. Иногда как фактический, материальный предмет,иногда в форме расписывания яркими красками или татуирования лица. Маской легко можно изобразить какую-то особенность, которой человек не обладает, но желает обладать или ярко выразить любую эмоцию или намерение.


История Марди Гра, или Жирный вторник, началась в Древнем Риме, когда люди праздновали Луперкалии, праздник плодородия в честь бога Фавна. Когда Рим принял христианство, религиозные лидеры решили, что лучше включить некоторые языческие обряды в новую веру, а не пытаться отменить их в целом и позволить празднования перед началом Великого поста. Данный "Карнавал" обозначал прощание с мясом, так как мясо было запрещено во время Великого поста. Традиция распространилась по всей Европе и плотно закрепилась в Соединенных Штатах, в частности, в Новом Орлеане, где проживали французские поселенцы.


В Африке хорошо прослеживается история маски с эры Палеолита. Маски изготавливались из различных материалов, включая кожу, металл, ткань и древесину. У племён,более ограниченных в выборе фактуры,при изготовлении масок в ход шёл любой подручный материал: солома, палки, перья и кости.Африканские маски и до наших дней считаются одними из прекраснейших произведений искусства в мире. Они невероятно ценятся коллекционерами разных стран. Многие маски можно увидеть в знаменитых музеях и картинных галереях. У церемониальной африканской маски большое культурное и традиционное прошлое и значение. Во время празднований инициирования юношей, сбора урожая, военной подготовки, в мирное время и смутные времена, африканские племена для ношения определённой маски выбирали особого человека. Маски имели разные формы для каждого случая и надевались тремя различными способами: вертикально, закрывая лицо, как шлем, закрывая всю голову и как корону. Африканские маски часто представляли духов предков. Была очень сильна вера, что дух усопшего может овладеть телом обладателя маски, когда человек входит в состояние транса и поведать что-то важное. В африканской культуре искусство создания масок для церемониальных и ритуальных действий передавались от отца к сыну. Художники-изготовители масок имели почетный особый статус среди своих соплеменников. Знание символики масок позволило создателю передать энергию символизма в маску. В большинстве африканских культурах человек, носящий маску теряет свою идентичность и становится духом, представленным маской. В ритуальных церемониях маски изображали богов, мифологических существа, добрых или злых, которые, как полагалось, имели власть над людьми. Маски предков или предков тотема (существ или животных, от которых племя, по суеверию, брало своё начало). Маски часто являлись предметом гордости семьи или целого племени. Племя считало, что дух обитает в маске. Такую маску использовали в различных церемониях и считали самым ценным предметом. Во время церемонии, обладатель маски,находясь в глубоком,трансе "общается" со своими предками путем танца. Мудрец или переводчик иногда сопровождал владельца маски во время ритуала. Танцор показывает сообщения предков,а переводчик трактовал его всему племени. Ритуалы и церемонии сопровождаются песнями и музыкой, исполняемой на традиционных африканских музыкальных инструментах.В течение тысяч лет ритуалы и церемонии были неотъемлемой частью африканской культуры. Но вторжение американских колонистов, вмешательство в традиционную культуру Африки, разделение границ и иммиграция коренных жителей, постепенно свели на нет ритуалы с использованием масок.


У коренных американцев так же существует древняя традиция использования масок. Ирокезы хорошо известны своими «фальшивыми лицами" масками. Сообщества шарлатанов, используя маски, дурачили народ под видом лекарей. Так же маски использовались для важных религиозных церемоний. Ирокезы почитали маски как живые существа, а не предметы. И вожди племён тщательно следили за правильностью изготовления маски. Индейский народ Хопи были известны своими масками Качина. Индейцы-пуэбло изготавливают куклы - качина, которые ранее играли церемониальную роль, а в настоящее время являются одним из предметов сувенирной торговли. Хопи также изготавливали маски для традиционных танцев. Когда танцоры надевали маски и костюмы, они становились "каналом" для общения с духами Качина, то есть, по существу становились самим духом. Не используемые в ритуалах маски, так же рассматривались, как одушевлённый предмет. Маски хранились на свежем воздухе, чтобы дух мог «дышать» и "кормили" кукурузной мукой. Северо-западные индийские племена Побережья известны во всём мире созданием тотемов. Северо-западные коренные американцы Побережья делали три вида масок: маска одного лица, механическая маска и маска преобразования. Маска одного лица была самой простой. Она вырезалась из твердого куска виргинского можжевельника.У механической маски были подвижные части. Этот тип маски получил распространение после того, как европейцы вступили в контакт с коренными американцами. Индейцы еще не умели производить пружины или стержни, которые были необходимы, чтобы сделать этот тип маски.Маски преобразования состояли из двух и иногда трёх масок в одной. Человеческого лица, птицы или животного.Эти маски отражали отношения между владельцем маски и наследственным духом его клана животных. Когда танцор надевал наследственную маску, он брал на себя ответственность, чтобы выполнить церемонию духа маски.

В японской культуре археологические данные подтверждают,что маски использовались еще в 10000 г. до н.э. В японской культуре маски представляют людей, героев, чертей, призраков, животных и божеств. Ранние маски были созданы из глины или ткани. Маски использовались для магических ритуалов, религии, шаманских церемоний, а также похорон и как талисман Гигаку,старейшие маски, которые использовались в древних ритуальных танцах и представлениях в Корее, внедрились Японии в 7 веке. Представление состояло из выступлений мимов и шествий, положенных на музыку, чтобы разыграть спектакль. Резные маски с драматическим выражением охватывали всю голову и были сделаны из дерева,с волосами,наклеенными на них и представлял львов, птиц, демонов или сверхчеловеческих существами



У древних египтян существовали особенные погребальные маски. Самым известной из них является, пожалуй, маска царя Тутанхамона, мальчика-короля, которая сейчас выставлена в Музее египетских древностей в Каире. Эти маски были использованы в сложных ритуалах погребения и покрывали лица мумий. Тем не менее, погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян.Но погребальные маски были не единственными масками, имеющими большое значение для древних египтян. Их также надевали жрецы и жрицы, а также маги. Эти маски,как правило, изображали богов и богинь, так как считалось, что владельцы могли бы использовать магическую силу избранного ими божеств. Многие древние погребальные маски древних египтян хорошо сохранились до наших дней. Вполне возможно, что погребальные маски были защищены внутри пирамид и гробниц не столь подвержены разрушающим воздействием веков.

маска народности Макомбе, Мозамбик, 19в


Честно говоря, я мало что знаю об африканском искусстве. В нескольких музеях довелось посмотреть коллекции на эту тему, показались интересными. Особенно впечатлили маски, они все такие разные и удивительные: одни красивые, другие забавные, некоторые устрашающие, а некоторые даже напомнили мне лица инопланетян (ну как их традиционно изображают в голливудских фильмах). Решила восполнить пробел и при случае купила книгу «The Art of African Masks” (Искусство африканских масок). Вот, делюсь узнанным.


Искусство создания масок – древняя традиция племён Восточной и Центральной Африки. До сих пор маски используются в различных ритуалах и церемониях, как то: посвящение в мужчины, рождение, похороны, подготовка к охоте, сбор урожая. Маска обычно изображает определённых духов, животных или героев местной мифологии. Местные жители считают, что маски обладают огромной силой.

маски народности Йоруба, Нигерия, 19в


Так как маски используются в строго определённых целях, то и их форма определяется предназначением и не может меняться по прихоти создателя. Раз созданная маска, получив «одобрение» духов, должна оставаться неизменной. Исключение составляют особые случаи, когда мастер видит знак – дизайн новой маски во сне.
Большинство масок изготавливается из дерева, но может также использоваться металл и слоновая кость. Готовая форма маски дальше украшается орнаментом, бусинами, ракушками, перьями, семенами растений, ну короче всяким подходящим подручным материалом.

маска народности Ангос, Нигерия, 20в


Иногда маски покрывают всю голову, как шлем, иногда прикрывают только лицо, а иногда одеваются, как головной убор. Маски могут варьироваться в размерах – от маленьких до гигантских. Большие маски предназначаются для публичных церемоний и ритуалов, а маленькие служат амулетами.
Можно сказать, что сколько в Африке племён, столько и разновидностей масок.


Вот, например, одна из моих любимых – маска народности Куба, проживающих на территории Конго. Маска изготовлена из дерева, поверхность украшена орнаментом. Черты лица «прорисованы» разноцветными бусинами. Голова украшена ракушками. Эта маска изображает сестру Вута, прародителя людей Куба.


А вот эта масочка, напомнившая мне инопланетянина, создана народностью Сонгхей, проживающей также на территории Конго. Для резчиков Сонгхей характерно использование геометрическиз узоров, которые прорезаются в дереве, а затем раскрашиваются.


Вот эта, на мой взгляд очень красивая маска, принадлежит народности Чокве, проживающей на территории Конго, Анголы и Замбии. Эта девушка – прародительница Чокве и считается в племени идеалом женской красоты. Маска сделана из дерева, глаза покрыты золотом, в ушах – золотые серьги. Волосы изготовлены из растительных волокон.


Эта устрашающего вида маска создана народностью Ве, проживающей на территории Берега Слоновой Кости и Либерии. Эта маска называется гела, что в переводе означает древняя. Вырезанная из дерева маска украшена многочисленными рогами, ракушками, клыками, натуральным волосом и растительными волокнами.


Эта маска из Бенина очень элегантная. Она вырезана из слоновой кости и предположительно принадлежала бенинскому королю, который носил её на бедре. Обратите внимание на украшающий голову и шею орнамент. Это – бородатые португальские купцы, популярный мотив бенинского искусства. Португальцы появились в Бенине в 15 веке и принесли с собой много новых материалов и продуктов, поспособствовавших процветанию королевтсва. Таким вот образом бенинцы выразили свою благодарность этим торговцам.
В настоящее время африканские маски не только предмет для ритуальных церемоний, но и предмет коллекционирования для многих поклонников африканского искусства.

В конечном итоге, вполне возможно, что искусство — это, по сути, средство примирения мира разнообразных форм вокруг нас с восприятием этих форм. В этом смысле искусство позволяет нам выходить за пределы этого способа познания, мы его используем в повседневной жизни: оно позволяет подняться к высшим уровням восприятия чувственного опыта. Если такое определение искусства верно, то можно, пожалуй, пойти дальше и утверждать, что по своей сути художественное творчество — это акт открытия горизонтов знания и опыта, которые усматриваются по поверхностным восприятиям окружающей среды. Это все равно, что, блуждая в течение большей части жизни в темных дебрях, время от времени видеть, как их неожиданно освещает сияние от произведений искусства, или быть свидетелем того, как формы и звуки, к которым мы привыкли в повседневной жизни, приобретают новые очертания и глубины благодаря превращению наших познавательных возможностей в процессе восприятия искусств. Какие же духовные горизонты открывают для нас произведения африканского искусства и как это происходит?

Хотя и нет ни одного вида искусства, которое можно было бы определить как сугубо «африканское», но все же есть некоторые стили и подходы, обязанные своим появлением творческому гению народов , — в совокупности их можно рассматривать как принадлежащие к одной и той же художественной «семье». Чтобы понять функцию африканского искусства, можно для примера взять африканскую маску.

ПУТЬ К НЕВИДИМОМУ МИРУ

Где заканчивается искусство и начинается религия? В Африке маска — не просто резное произведение. Она представляет собой «оккультный предмет». В том смысле, что открывает доступ к невидимому миру, населенному божествами, духами и привидениями, которые в африканской космогонии вместе с человечеством населяют Вселенную.

Как многие другие народы в разных частях мира создали религиозную иконопись для репрезентации божественного, так и африканцы пользуются масками в религиозных ритуалах и церемониях, чтобы достичь единства между людьми и духовным миром, недоступным для обычных средств познания. Невозможно понять стилистические условности резных африканских масок, если не иметь в виду их назначения.

Прежде всего, африканские маски призваны отражать действительные формы, их делают для отражения сути, которую они олицетворяют. Маска — это не точное воспроизведение предмета, а «знак», заменяющий невидимое. Поскольку она знак, художник может вложить в свою резьбу приметы духовного объекта, который он пытается представить, или может просто дать волю своему воображению, чтобы поймать «идею» божества или духа, который должен показать себя через маску. В обоих случаях его задача — достичь обобщения, что заступает внешний объект.

Одновременно маска — это лицо, через которое божество или дух, временно воплощенный в том, кто ее надевает, смотрит на мир. В этом лице выражение и формы часто представлены геометрически. Почему глазам божества не являться треугольными и расположенными симметрично кубу, изображающими рот? Или почему самой маске не являться увенчанной другими формами, скажем, загадочными спиралями, вьющимися до неба? И, собственно говоря, почему лицу не содержаться поверх головы и не всматриваться всегда в небо либо не появиться в грациозно изогнутой форме, воплощающей дух антилопы? Почему свобода творчества художника должна ограничиваться?

СВОБОДНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Иногда маска — целый рассказ, как, например, маска геледе (тайного общества) у народа йоруба, которая содержит сверху, как на шлеме, футболиста с мячом у ног или самолет, некогда приковавший внимание скульптора. А почему бы и нет? В конце концов, маска — это как окно в воображаемый мир, где сосуществуют множество удивительных вещей. Она вводит нас в воображаемый мир скульптора, а также к исконным художественным и культурным традициям, направляющим его творчество.

Хотя культурные и художественные достижения, на которых основывается работа создателя, в общем, определены достаточно полно, автор африканской маски все же имеет почти неограниченную творческую свободу. Даже если создатель пытается подражать уже существующему, освященному традицией образцу как совершенной репрезентации духовного объекта, ему все же свободно вносить свои изменения и дополнения.

А это вообще искусство? Какую красоту можно найти в причудливом мире абстрактных форм и знаков, столь характерных для африканской маски? Традиционно африканский художник очарован ритмом, пропорциями и гармонией форм. Внимательно изучая маску, нельзя не удивиться тщательности и силе мысли, затраченной на то, чтобы обеспечить симметрию форм и очертаний, — за исключением тех случаев, когда их специально делают такими, что они взаимно противостоят, чтобы вызвать глубокое удивление при восприятии.

Воля воображения, достигнутая африканскими скульпторами, работающими в традиционной манере над масками, проявляется и в резьбе декоративных и ритуальных объектов. Однако в некоторых скульптурах, таких, как знаменитые бронзовые фигурки народов Ифе и Бенин, целью художественного произведения является правильное отражение объектов, окружающих нас. Здесь искусство по-своему представляет возвышенности жизни…

Красота в искусстве не обязательно зависит от точности воспроизведения природы. Именно этому мир обязан африканскому искусству.