Что сказать подростку который не хочет учиться. Ребенок подросток не хочет учиться, советы психолога. Угрозы получения физического вреда

Если ребенок постоянно вам врет, прогуливает школу, не рассказывает о происходящем, значит нужно принимать меры. Какие существуют причины, по которым дети прогуливают школу, «забивают», так сказать, на уроки и не выполняют их? А они очевидны: в молодости каждый из нас проходил через это - побег с уроков, избегание встреч с учителем и одноклассниками. Те, кто прилежно всегда себя вел - учился на пять с плюсом и был большим занудой, те нас, разгильдяев, не поймут.

Итак, первая причина , почему ребенок не ходит в школу - это банальная лень. Естественно, для лени должен быть повод, а именно: свобода действий и поощрение этого со стороны родителей, в принципе, лень - это ведь неотъемлемый фактор современной молодежи.

Вторая причина - усталость. Ребенок может быть совершенно измотан нагрузкой, которая свалилась на его хрупкие плечи: это и тренировки всевозможные и посещение секций и учеба в музыкальной и других побочных школах. Итог - никакого желания и сил для посещения школы.

Третья причина - ребенок поддался на искушение, т.е. влияние компании, общества, с которым он общается. Начиная заводить настоящую дружбу с третьего - пятого класса, дети обычно поддаются влиянию более ярких и авторитетных представителей этого и старшего возраста. Бывает, что и в наркоманию и алкоголизм таких деток легче всего заманить. Поэтому, здесь будьте особенно осторожны.

Четвертая причина - так называемая «затюканность» или задерганность со стороны родителей и учителей. Постоянное надзирательство обычно приводит к обратному эффекту - дети начинают всё делать на зло. И это, соответственно, не спроста.

Пятая причина - это нежелание посещать школу из-за одноклассников или лиц, обижающих вашего малыша. Вполне возможно, что вашу дочь постоянно задевают какие-то «отморозки» из ее же класса, учителя закрывают на это глаза, а все остальные просто не могут повлиять на данную ситуацию. Девочке некуда деться, кроме как не ходить на уроки вообще.

Если ваш ребенок по этим и другим причинам не ходит в школу, не хочет посещать занятия и просто зря теряет время, проводя его не понятно с кем и где - ведь возможны еще варианты причин пропускания уроков, например, любовь, то деликатно подойдите к решению этого вопроса.

Не стоит нападать на дитя с распросами и криками, ведь, тем самым вы еще больше зайдете в тупик, а ребенок еще больше замкнется в себе. Если он совершил какой-нибудь поступок, из-за которого директор не пускает его на уроки без родителей, то возможно, что вам следует самим ненавязчиво и без угроз выяснить в чем проблема.

Будьте ближе к ребенку, докажите ему, что вам можно доверять, что вы поможете во всем, но в меру проявляйте свою демократичность, иначе вам сядут на шею и не будут воспринимать как авторитетного родителя вообще.

Что нужно знать, чтобы понять, уберечь и помочь.

Дорогие родители! Помните ли Вы себя в возрасте 11-15 лет? Каким одновременно прекрасным и сложным казался тогда окружающий мир!
Помните слезы без причин и приступы любви ко всем вокруг, потрясающее чувство осознания собственных сил и ощущение вселенской несправедливости? Припомните мучительные ночи без сна с непонятным томлением и необъяснимой тревогой. Вспомните, как много делали «назло»в отместку постоянным наставлениям матери, отцовским «разносам» и придиркам учителей. Как часто приходили в отчаяние от того, что никто-никто не понимает. Большинство из нас не сопоставляет свое детство с последующим жизненным опытом. Но, забывая о том, какими были мы сами, мы не сможем понять собственных детей. А для них, в трудном подростковом возрасте, наше понимание нужно как никогда…
Подростковый возраст - один из самых сложных в жизни. От благополучного течения происходящих в это время процессов во многом зависит физическое и душевное здоровье человека в течение всей его последующей жизни. Этот возраст является «трудным» не только для самого подростка, но и для его родителей. Именно в это время становится отчетливо видными изъяны и дефекты предшествующего воспитания. Подросток стремится к взрослости не потому, что его привлекает сама по себе, а потому, что хочет избавиться от давления родителей, нередко требующих послушания независимо от существа дела. Такое поведение родителей обижает и унижает ребенка, лишает его способности анализировать дело по существу, разбираться в жизненных ситуациях и принимать сообразные им решения. Поэтому у многих подростков неосознанно формируется отчуждение от родителей, действия которых кажутся им несправедливыми. Это значит, что в затруднительных случаях к родителям он не обратится, будучи уверенным, что ничего, кроме критики, не получит. И в результате, авторитетным для него оказывается мнение не родителей, а кого-либо из посторонних, и не всегда достойных, людей.

Проступки ребенка следует не столько критиковать, сколько совместно с ним анализировать, а главное - выяснять мотивы поступка. Ведь порицания заслуживает лишь злой умысел, а не неудача в реализации хорошего намерения. При этом подросток должен быть полностью уверен в том, что родители всегда ему помогут в затруднительном случае. Родители же должны помнить, что первая их задача- помочь, и лишь вторая- критиковать. А затем разобраться и предотвратить повторение подобных ситуаций, совместно с подростком наметив правильную линию поведения. Такая позиция совсем не исключает необходимости контролировать подростка. Важно обращать внимание на то, когда и в каком состоянии он пришел домой, с кем он общался, чем интересуется. У подростка необходимо формировать правильное отношение к запретам. С раннего возраста ребенок должен четко сознавать обоснованность запретов, их важность для его безопасности, учиться оценивать и соблюдать определенные рамки поведения. Конечно, если запретов слишком много, и они не вытекают из существа дела, те или иные из них приходится нарушать. А это формирует у детей опыт нарушения запретов. Но есть один запрет, который должен быть абсолютным.

В природе есть вещи, которые подростку нельзя пробовать ни одного раза (никотин, алкоголь и особенно наркотические вещества). И это не тот случай, когда можно попросить прощения. Не смотря на то, что родители действительно готовы простить подростка, в некоторых жизненных ситуациях прощением ничего исправить нельзя. Наркотики, нежелательная беременность и венерические заболевания относятся к их числу. Необходимо регулярно внушать подростку, что своим поведением он может сам завести себя в такую ситуацию, когда от родителей, как и от него самого, почти ничего уже не будет зависеть. И выход из положения можно будет найти с большим трудом, а то не найти вовсе. Подросткам не хватает жизненно важной информации, которую они могли бы получить у своих родителей, если бы родители лучше понимали сущность происходящих в этом возрасте психологических и физиологических процессов. Чтобы научиться понимать своих детей и их меняющиеся потребности, родителям важно научиться сотрудничать с медиками и педагогами.

Особенности подросткового периода развития

Ребенок стремится приобрести личную свободу и независимость;

Примеряет на себя различные интересы и жизненные цели;

Вступает в первые романтические отношения;

Привыкает ощущать себя в роли взрослого человека.

Что делать, если доросшее до средней школы чадо, именуемое в дальнейшем подросток, вдруг начинает демонстрировать полную с этой школой несочетаемость и все наши педагогические попытки игнорирует или встречает в штыки? Можно ли каким-то способом вернуть в его дневник приличные оценки, а ему самому - желание учиться? Куда вообще подевался послушный и вполне прилежный ребенок? Что происходит?

В принципе мы все сегодня начитанные родители. Мы знаем, что подростковый период - трудное время в жизни ребенка, что нужно позволить ему быть самостоятельным, самому выбирать друзей, самому решать, что есть на обед, что надеть, что смотреть… «Да пусть носит все что угодно и хоть совсем ничего не ест, - взрывается Анна, мама 13-летнего Глеба, - только школу я ему забрасывать не позволю! Ведь совсем страх потерял, оболтус…» . Оболтусом Глеб стал не так давно, всего год назад, когда пошел в шестой класс. А до того считался нормальным школьником, учился на четверки и пятерки, и родители были уверены: чем ближе к старшим классам, тем меньше должно быть проблем. Ведь столько вложено сил, и школа дорогая, и должна же расти мотивация у взрослеющего человека!

Однако на деле получилось вот что: с первых же месяцев учебного года Глеб нахватал троек, к концу полугодия начали проскакивать двойки, и, несмотря на страшные скандалы дома, на контроль, нотации и санкции, вытянуть парня из болота, в которое он погрузился, не удалось. Обиднее всего было за историю и английский - любимые прежде предметы.

Сначала родительские внушения на подростка действовали хорошо: он каялся, садился за учебники и несколько дней прилежно занимался. Потом, как говорит мама, «обнаглел». Дневник заполняться перестал (возмущенные записи учителей не в счет), тетради «терялись», домашняя работа изо дня в день «не задавалась». У Ани от возмущения не находилось слов, а Глеб сидел за компьютером в наушниках, играл в сетевую игру с друзьями и бурчал: «Достали уже со своей школой…» . За лето от учебы отдохнули все, а теперь начинается седьмой класс, и мама заранее нервничает, папа настроен угрожающе, спокоен только сын: «Выучусь, не переживайте» .

Другая семья: 14-летняя Настя, победитель всевозможных школьных олимпиад, красавица и отличница - и снова похожая история. Последние два класса - как во сне. Ребенок натурально не понимает, что в школу ходят учиться, а не общаться с друзьями и не торчать на репетициях школьного ансамбля. Вечерние звонки на домашний телефон для родителей давно стали наказанием: ответственная классная руководительница регулярно бьет в набат - давайте спасать лучшую ученицу! Ее подменили, она распустилась, у нее одни мальчики на уме… Мама и папа спасать согласны, но только как? Как заставить учиться?

Никак. Не заставите. Нет рецептов. Это в унисон говорят все подростковые психологи. Вопросами об учебе в средней школе родители их мучают регулярно. Потому что у всех одно и то же: до 6 класса ребенок учился нормально, а потом - скатился… И у мамы с папой начинается психоз: а дальше-то что будет? А выпускные классы как? Разочарование в ребенке полное, будущее навевает тоску.

И совсем было бы худо, если бы не странное совпадение: ведь у всех так, не только у нас, почему?

Подросток хочет учиться!

Есть такой миф, что подросток учиться не хочет. Это неправда. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет - но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать - дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Как говорится, почувствуйте масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни - и три параграфа по истории...

Обычно в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь завтрашние, пропустишь послезавтрашние - и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Или во всяком случае здорово помешают. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе - вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.

Во что это выльется

Теперь у нас есть главное: понимание, почему все так происходит. Уже можно немного расслабиться: ваш ребенок не обленился и не распоясался, он просто направил все свои познавательные силы в другую область - причем в ту, в которую и запрограммировала природа. Он всего лишь ведет себя нормально для своего возраста - правда, здорово?

А дальше вот что. Средняя школа - важный этап психологической подготовки к старшим классам. Успешно пройденный, этот период взросления будет пропуском в старший возраст. В старших классах интерес к коллективу падает, возрастает интерес к себе как к самостоятельной личности, к индивидуальности. Подросток уже знает себя, уверен в своих достоинствах, оценивает себя адекватно и может смотреть в будущее как взрослый - оценивая возможные перспективы, шансы на успех в том или ином деле. Когда хорошо знаешь себя, проще осознать, чего тебе действительно хочется от жизни, проще превратить это хочется в цель, построить план ее достижения и главное, найти ресурсы для ее воплощения. Мотивация не может быть привнесена со стороны, она всегда идет только изнутри — если, конечно, мы говорим о личности.

Большинство подростков к старшим классам по собственной воле вдруг «берутся за ум» и демонстрируют интерес к школьным предметам. Здесь бы родителям и расслабиться, но теперь их беспокоит, что интерес этот выборочный. Зная, куда он будет поступать и что сдавать, старшеклассник забрасывает «ненужные» ему предметы. И кстати, с точки зрения простой логики поступает совершенно правильно. Аргумент «школу надо закончить нормально» для него не аргумент. Он экономит силы - прежде всего интеллектуальные. И с уважением относится к своей голове: захламлять ее мертвыми знаниями в общем-то нет никакого смысла. Жаль, что обычно эту привилегию мы, взрослые, позволяем только себе.

Другие причины

Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная» причина, по которой у большинства детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.

Например, сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное - появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме чисто формального.

Еще одна причина — разочарование в учителях. Опять же, к этому возрасту ребенок уже снимает розовые детские очки и видит нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают зануды — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Вещательно-назидательная позиция учителей еще встречает отклик в младших классах, когда у детей ведущая деятельность именно учебная. Но в 5-6-х дети уже другие, а учителя - нет. Скучно - не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере - хочется учиться? В общем, не списывайте бесталанность преподавателя на леность ребенка. Не готовы сменить школу - заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.

Третья причина - самая трудная. Потому что касается отношений в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые трудности переходного периода связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой. Кстати, очень часто психолог, к которому обратились с запросом по плохой учебе ребенка, вынужден сначала решать общесемейные проблемы, потому что корень бывает именно в них. И иногда хорошие оценки возвращаются как по мановению волшебной палочки, хотя специально для этого никаких усилий не прилагалось.

В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться в причинах. Лучше всего это делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться.

Важный возраст

Главный совет, который можно дать родителям на этот момент: будьте рядом и помогайте утолять возрастную жажду ребенка - познания себя и общения со сверстниками. Пока она не утолена - ему действительно не до учебы. Что здесь поможет? Книжки о современных подростках, которые говорят на одном с ним языке и об интересных ему вещах. Рассказы о собственном подростковом периоде - о том, как странно и глупо мы себя чувствовали в их возрасте, какие с нами приключались истории, как мы на них реагировали, что чувствовали. По мере сил поучаствуйте в построении отношений со сверстниками - не препятствуйте общению, не запрещайте видеться и переписываться, и главное не очерняйте друзей вашего подростка, ведь сейчас он отождествляет себя не с вами, а со сверстниками, поэтому все, что против друзей, - это о его собственной самооценке. В интернете общаться - тоже надо! Посидите пару вечеров за компьютером, помогите найти ресурсы, где есть полезное общение, где обсуждаются важные для подростков вещи. Приглашайте домой его друзей, и будет очень здорово, если вы поможете всей компании увлечься чем-то положительным. Предложите им полезное объединяющее начало - хоть мыло варить (вот вам и химия в самом интересном, практическом аспекте). Помните, подросток любит учиться! Но чему-то действительно интересному и конечно - в компании.

Блог Людмилы Петрановской , известного московского психолога. Людмила много лет работает с приемными семьями, но ее советы всегда актуальны и для родителей вполне «самодельных» детей. Ведь принять своего собственного подростка бывает ничуть не легче, чем совершенно чужого приемного. Если у вашего ребенка нежелание учиться проявляется на общем фоне «трудного» поведения - прочитайте книгу Петрановской «Как ты себя ведешь?» . В ней много мудрых и действенных советов.

«Курс выживания для подростков ». Написанная в конце 80-х годов прошлого века и мгновенно ставшая культовой, книга до сих пор читается как бестселлер. Автор — популярный американский рок-музыкант Ди Снайдер — ведет с подростками честный разговор обо всем, что их волнует. Книга написана с юмором и массой примеров из собственной жизни. Кроме того, к ней приложил руку и друг Снайдера, подростковый психолог, поэтому все советы, данные в книге, вполне профессиональны.

Наталья Родикова (Naтинка)

для журнала «Дорогое удовольствие »

Не хочу ходить в школу!

Лень раньше него родилась.

Поговорка .


Что делать родителям, если подросток все настойчивей заявляет «не хочу учиться»?
Под любым предлогом он старается остаться дома или уйти из школы – то голова болит, то горло, то живот.
И если в начальных классах частые признаки недомогания ребенка вызывают сочувствие, то жалобы детей постарше кажутся взрослым подозрительными. Когда законные варианты пропустить школу исчерпываются, начинаются откровенные прогулы. Какое-то время подросток может обманывать, делая вид, что идет утром в школу и даже может на урок заглянуть, но при первой же возможности сбегает.


В это время родители наивно надеются, что поможет жесткий контроль, сопровождение до школы, «передача» подростка «из рук мамы-папы в руки школы», всяческие санкции, угрозы и пр.
Но наступает момент, когда родители вынуждены признать – сын (дочь) в школу ходить не будет, и они ничего с этим поделать не могут. Наказания со стороны родителей, санкции со стороны школы, комиссии и прочие неприятности - уже бесполезны.


И, хотя последующий ход событий – это «хождение по мукам» и подростка и его родителей, все же дальнейшая судьба молодого человека не обязательно будет определяться его отношениями со школой. Жизнь продолжается. Есть немало примеров, когда бывшие прогульщики устраиваются на работу, оканчивают вечернюю школу и даже получают высшее образование, делают карьеру и благополучно устраивают свою жизнь.


Конечно, эта категория школьников относится к группе риска в социальном плане, именно среди них оказывается больше тех, кто так и не адаптируется к социальным требованиям, не закончит школу, не получит хорошую профессию, окажется безработным.


Но вернемся к тому моменту, когда проблемы только начинаются. Можно ли вовремя заметить первые признаки беды (а ведь это беда, если ребенок не будет ходить в школу)?
А если их заметить – можно ли «подстелить соломку», предупредить школьную дезадаптацию?
Как и в других серьезных случаях – нельзя дать один волшебный совет на всех, а нужно разбираться в каждом конкретном случая. Мы сейчас рассмотрим один типичный случай, а в дальнейшем поговорим и о других.

Случай 1. “Лентяй” или ребенок с неустойчивым характером.

Подросток 12 лет учится в 6 классе. Родители ответственные, образованные, семья благополучная, есть старшая сестра, заканчивает школу с хорошими оценками, и брат-студент. Отношения в семье хорошие.
С 5 класса мальчик стал иногда прогуливать уроки, но, благодаря строгости родителей, все-таки сдал все «хвосты» и перешел в 6 класс. В 6 классе дела пошли хуже, он стал обманывать родителей и учителей, прогулы стали регулярными.


Особенности развития в дошкольном возрасте.
В раннем детстве особых проблем не было. Роды были своевременные, но очень быстрые. Ребенок родился крупный, на первом году была мышечная спастика, поэтому ему не один раз делали курсы массажа. Сон был беспокойный, ночью ребенок часто менял позы, ноги нередко оказывались на подушке, вскрикивал во сне. Днем спал очень редко.


Мальчик физически развивался хорошо. Характер живой, активный, общительный, любознательный. В дошкольном возрасте особых хлопот не доставлял, разве что отличается нетерпеливостью, упрямством, спорами по любому поводу, настырностью. Трудно было уложить спать, засыпание превращалось для родителей в длительную борьбу. Утром чаще всего вставал «не с той ноги», был сердит, проявлял негативизм. Но в детский сад ходил с удовольствием, любил играть с детьми, стремился к лидерству. Но при «ущемлении» интересов б ыстро возникал гнев, в гневе применял силу, мог ударить чем попало, зло кричал, обзывался, не подчинялся воспитателям, оказывал сопротивление. Были трудности приучения к правилам и особенно к порядку и аккуратности.

Но все же ребенок вызывал у окружающих симпатию своей живостью, добротой, общительностью, спонтанностью, эмоциональностью. Игры предпочитал «в обществе», шумные, с визгом и с борьбой. Когда оставался один, игрушки его не вдохновляли – слонялся по дому, приставал к матери, отцу: «ну поиграйте со мной».
Любил, чтоб ему читали одну и ту же книжку по несколько раз, от новых книг быстро отвлекался, терял интерес, не слушал.


Очень любил сладости, особенно конфеты, варенье. На праздниках, когда контроль отсутствовал, наедался до тошноты, до рвоты. Если его ограничивали, прятали сладости, тщательно искал, брал без разрешения. Если сладкого не было дома – без конца приставал к родителям «дайте конфетку».
До школы и в начальных классах занимался борьбой, потом футболом. Тренеры хвалили, но делали замечание – нарушает правила, ленится, не любит «оттачивать» приемы, импульсивен, нетерпелив, очень злится и дуется при поражениях в игре. Иногда после неудач или замечаний отказывался идти на тренировки. Несколько раз уже в школе начинал ходить на разные занятия по интересам: рисование, игра на барабане, шахматы, театр - но интересы сменяли друг друга, не захватывая ребенка надолго. Все ушло в прошлое, как футбол и карате.


Школьные годы
С первого класса не отличается рвением к учебе, но под контролем родителей довольно неплохо учился и переходил из класса в класс с неплохими результатами.
В школе на уроках более или менее успешно включается в учебный процесс, но часто отвлекается на шалости, игры, разговоры, смех. Оценки получает довольно пестрые - и пятерки, и тройки, и единицы. Часто забывает дома тетради, учебники, теряет школьные принадлежности, забывает выполнять или игнорирует домашние задания. Легко дает обещания, но не выполняет их. Время от времени берется «за ум», начинает жизнь «заново» и какое-то время ему это удается. Тетради и учебники грязные, мятые. Аккуратность, порядок - остаются недосягаемым идеалом. В начальной школе с помощью родителей выполнял домашние задания, но все чаще и чаще лгал, что, дескать, уроки не задавали или он их сделал в школе.
Учителя говорят: «Лентяй - вот и весь разговор! Парень неглупый, если захочет – может учиться на 4 и 5, но лень, безответственность и тяга к развлечениям его погубят! Больше контролируйте, заставляйте работать, будьте с ним строже, оградите от плохих друзей – и парень возьмется за ум”.
Совет вроде бы простой и дельный, но выполнить его родителям не удается.


Психологический портрет.
Интервью с родителями (даже в отсутствие ребенка) позволило сделать вывод, что у ребенка возбудимая психика. Об этом говорят особенности его развития и поведения, описанные выше.
В основе повышенной возбудимости могли лежать и биологические факторы (токсикоз, быстрые роды), и генетические (были родственники с похожими характерами). Большой вклад делают и воспитательные стратегии (например, либеральный стиль воспитания).


Возбудимые дети отличаются неустойчивостью психической активности и импульсивностью. Поэтому их часто называют импульсивными. Под психической активностью здесь понимается определенный уровень энергичности и возбужденности. Активность психических процессов является основой для внутренней инициативы, целенаправленности и сосредоточенности на цели. Активность не нужно путать с реактивностью психики, которая возникает в ответ на внешние или внутренние раздражители. Поговорка про лентяя оказывается справедливой - ребенок рождается, а его психика еще до рождения имеет те особенности, которые и будут причиной его "лени".

Например, активный ребенок бежит, т.к. у него есть осознанная цель - ему нужно куда-то добежать или кого-то обогнать или бежать на скорость. А “реактивный” ребенок будет бежать бесцельно, т.к. бегут другие или “оно само бегается, не знаю почему”. У возбудимого ребенка поначалу может импульсивно возникнуть цель, но он быстро потеряет к ней интерес, если надо много”напрягаться”. Его внимание не задерживается долго на том, что не связано с удовольствием. При этом у многих детей возбудимого круга нередко возникает застревание на приятной деятельности и на неприятных эмоциях, что вводит взрослых в заблуждение относительно его упорства, настойчивости и энергии. Все, что приятно и не требует усилий ребенок хочет продлить как можно дольше, а то, что требует усилий, быстро истощает его психику, вызывает сопротивление или раздражение.

По всей видимости, именно повышенная возбудимость или реактивность есть "дефект" психики и причина истощаемости.
Импульсивные дети часто бывают эмоционально неустойчивы. Нетерпеливость есть проявление истощаемости, которая порождает плохое настроение, раздражительность и повышенную агрессивность.
Отсюда - проблемы эмоционального контроля, развития волевой, социальной и нравственной сферы (трудности присвоение социальных норм, неспособность противостоять эгоистическим импульсам, направленным на удовольствия и развлечения, проблемы усилий).
Сюда добавляется пассивность(лень) при отсутствии интереса или мотива, внутренняя пустота, когда ничего не побуждает к действиям изнутри или извне. Благим начинаниям и собственной инициативе часто не хватает энергии для реализации, поэтому возбудимые дети легко бросают начатое. Зато они быстро поддаются влиянию извне, особенно со стороны приятелей. Они таковы - каково их окружение. Их легко увлечь и доброй и злой идеей "за компанию".


Среда и окружение оказывает на них сильное влияние. Дружелюбная, хорошо организованная и структурированная среда - главное условие для обучения и уравновешенного поведения таких детей. Импульсивный ребенок подчиняется дисциплине, если все делают одно и то же, работа ему по силам, и его усилия замечаются и одобряются.
Такой ребенок выглядит неутомимым, когда его деятельность мотивируется его интересами и влечениями, он даже готов потрудиться, если получит желаемое вознаграждение. Если в школе каждое его усилие вознаграждается хорошей оценкой, похвалой, другими положительными последствиями, то он готов «горы свернуть».


Но реалии жизни таковы, что и учителя и родители по мере роста детей уделяют им все меньше позитивного внимания. Привычными становятся знаки негативного внимания: замечания, выговоры, упреки, плохие оценки. Например, учитель говорит: « Если дети ведут себя хорошо, их дневники будут чистыми от замечаний и родители не получат неприятных сообщений». А мама ребенка скажет: «Чем быстрее он сделает уроки, тем больше будет у него свободного времени и его никто не будет ругать» Для возбудимого ребенка этого недостаточно. Слишком высока цена – усилия непомерны для такой психики, когда нет достойной цели. Чистый дневник и отсутствие замечаний не мотивирует - нет предвкушения радости и удовольствия. В подростковом возрасте, когда общение выходит на первый план, отсутствие учебной мотивации становится очевидным.


Что же получается – родители и учителя должны только тем и заниматься, что мотивировать ребенка по любому пустяку, т.е. подкреплять наградой каждое усилие ребенка? Это уже похоже на дрессуру, когда с животным отрабатывают трюки или приучают к чему-либо, используя разные подкрепления (кусочки мяса, сахар, поглаживания). Конечно, нет!


Мотивация и сила воли.
Мотивация человеческого поведения, в отличие от поведения животных имеет сложную структуру сочетания и соподчинения мотивов. Не вдаваясь в глубины психологической науки о мотивации (которая имеет несколько направлений, каждое из которых по-разному объясняет, почему человек ведет себя так или иначе), в рамках данной статьи попробуем понять основное различие в мотивации человека и животного. Поведение животного определяется его потребностями, связанными с выживанием, им управляют инстинкты. Но, чем сложнее психическая организация животного, тем больше заметна у него тенденция ослабления инстинктов и появление других мотивов (например, голодная домашняя собака оторвется от еды, если вошел член семьи, которому она обрадовалась). Мотивационная система человека включает потребности, которые «роднят» его с животными (биологические нужды выживания, защищенности и телесных удовольствий) и чисто человеческие потребности, детерминированные социальными ценностями и идеалами, к которым человек тяготеет сознательно или бессознательно. Уровень развития личности определяется и тем, что человек может управлять своими мотивами, отдавая предпочтение потребностям более высокого уровня, чем биологические.


Как мы можем это наблюдать у детей?
Трехлетний ребенок снова и снова обращает свой взгляд на вкусные ягоды клубники, лежащие на тарелке и предназначенные его брату. Свои ягоды он уже съел. Вся семья сидит в другой комнате, и он никого не видит. За ребенком издалека с интересом наблюдает отец. Ребенок подходит к тарелке, тянет руку и тут же отдергивает, приговаривая “нельзя!, нельзя!” Налицо два конкурирующих мотива - эгоистический, связанный с удовольствием от еды, и другой - ценностный, связанный с “идеальным Я”(хороший мальчик не берет чужое).

Между побуждением и действием есть некий ”зазор”, где происходит борьба мотивов. Какой мотив победит? Как бы то ни было, нужно похвалить ребенка уже за то, что он пытался справиться с соблазном, даже если он не удержался и съел ягоду! В борьбе мотивов формируется его сила воли.
Импульсивный ребенок, скорее всего, быстро съест ягоды и не успеет даже подумать о чем-то или о ком-то. Между побуждением и действием нет “зазора” и нет никакой борьбы мотивов - возникшее желание тут же импульсивно удовлетворяется. Такие дети живут данным моментом - для них нет прошлого и будущего, нет последствий, есть только “здесь и теперь”. И есть безудержное влечение к к удовольствиям и радостям жизни! Для этого преодолеваются все преграды, и на помощь приходит агрессивность, напористость, дерзость, интуиция, изобретательность, вранье, ловкость, находчивость, практичность.

Родители ошибочно называют напористость и давление на других силой воли, но это лишь сила примитивных влечений и никакой борьбы мотивов. Главная проблема импульсивного ребенка - слабая сила воли. А ведь волевая сфера человека включает способность к усилиям, терпеливость, выдержку, организованность, целеполагание, настойчивость в достижении целей, предвидение последствий, ответственность и прочие качества, которые вырабатываются с усилиями. Без этих способностей практически невозможно успешное обучение, а в дальнейшем - нередко возникают проблемы и на работе, и в семье.

Нравственная сфера личности формируется также через преодоление эгоистических побуждений. Поэтому позднее у людей этого типа нередко возникают проблемы соблюдения социальных норм, проблемы трудоустройства, нарушение законов, аддиктивное(зависимое) поведение и пр.

Становление характера.
Характер ребенка в основе своей определяется свойствами центральной нервной системы и далее на него оказывают влияние множество других факторов - это и характер привязанностей, и условия жизни, и стиль воспитания в семье, и те обстоятельства, в которых он добивается своего или терпит неудачи, и т.д. и т.п.
Большое значение имеет то, как складывается самооценка ребенка. В раннем возрасте она есть продукт отзеркаливания. Дети почти ничего не знают о себе, но зато слышат, видят, чувствуют, читают во взглядах то, как их воспринимают окружающие. Чем меньше недовольства, упреков, наказаний и сердитых взглядов и чем больше позитивных реакций на ребенка и его поведение со стороны окружения, тем выше его самооценка, тем больше веры в свои силы и уверенности в себе.


К сожалению, возбудимый ребенок из-за своей импульсивности и нетерпеливости, плохого настроения и агрессивных вспышек, получает массу негативных откликов на себя и свое поведение. Невозможность самому изменять или контролировать свое поведение приводит к формированию негативизма, усиливает агрессию, но никак не уменьшает импульсивность.


Стиль родительско-детских отношений также влияет на формирование характера ребенка.
Если родители чаще проявляют мягкость и непоследовательность в требованиях, а также обидчивость и инфантильность, то ребенок быстро берет власть в свои руки и становится дерзким и напористым,эгоистичным, а если же родители строгие, авторитарные, использующие команды, критичные и отвергающие, то ребенок «дуется», сердито обижается, ворчит, неохотно подчиняется и в его характере закрепляется негативизм и враждебность.
Лучшее решение: будучи твердыми и разумно требовательными (ребенок должен убедиться, что родители уверены в своих решениях), проявлять при этом внимание к чувствам ребенка и учитывать особенности его психики.

Три основных правила в отношениях с импульсивным ребенком или подростком
Правило 1.
Ребенок нуждается в положительном отзеркаливании того поведения, которое вы желаете в нем видеть!
Он должен обнаруживать такое поведение и понимать, как это у него получается - заставлять себя! И ему нужно помочь это увидеть. Т.е., родителям нужно замечать минимальные проявления терпения, настойчивости, усилий, наличие борьбы мотивов, умение противостоять соблазнам и стремлению к удовольствиям, а затем выразить свое положительное эмоциональное отношение к преодолению лени.


Примеры.
-Я видел, как тебе хотелось продолжить компьютерную игру, но ты все-таки пошел делать уроки!(В голосе звучит уважение, но не стоит вспоминать, что вы уже десяток раз напомнили ему об этом)
- Ты сегодня положил свою одежду на стул - приятно видеть (обычно она валяется на полу)
- Ты устал, но продолжаешь работать - это вызывает у меня уважение (даже, если он из-за лени поздно взялся за работу).
Разговоры подобного типа помогают ребенку(подростку) отрефлексировать свою внутреннюю борьбу. Тогда у него появляется способность наблюдать за собой и давать себе указания.


Правило 2.
Способствуем развитию сознания и самосознания ребенка или подростка. Мы понимаем, что противостоять своей природе (т.е. таким свойствам психики как истощаемость и импульсивность - в нашем случае) сможет только он сам, давление со стороны других людей малоэффективно. Поэтому мы помогаем ребенку понять природу его трудностей и проблем.


Мы знаем, что дети с недостатками слуха, зрения, речи или с нарушениями здоровья, встречают у других людей сочувствие и понимание, так как их проблемы очевидны. Проблемы же детей с особенностями психики часто не очевидны, особенно, если внешне дети выглядят крепкими и здоровыми. Их поведение объясняется дурным воспитанием или кажется злонамеренным. Задача взрослых - помочь ребенку узнать и понять свойства своей психики. Он должен понимать, что лень- это не просто осуждаемая черта характера, а отсутствие психической энергии и только он сам может себе помочь, преодолевая это состояние.

Можно привести пример, как человек со слабыми мышцами и в самом деле устанет раньше других. Но он может тренировать свои мышцы, хотя это и нелегко. Кроме того, нужно дать знать об этой проблеме и другим взрослым, которые взаимодействуют с такими детьми. Взрослые должны понять, что задача развития силы воли непроста(чтоб развить силу воли нужна сила воли), это знает каждый на своем примере, но импульсивным детям она особенно тяжела, они нуждаются в поддержке.


Правило 3 .
Нужно помочь ребенку осознать, что у него есть идеалы, есть желание быть сильным, честным, смелым, умным и пр. В то же время у него есть более примитивные желания, направленные на получение удовольствие или на сиюминутное отреагирование чувств, и при этом внутри идет борьба. На исход этой борьбы он может влиять сам.


Ребенок, осознающий борьбу своих желаний, имеет возможность принять осознанный выбор.

В известной притче подросток-индеец спросил старого вождя -”Я слышал, что в человеке живут два волка - белый и черный. Белый волк направляет его на добрые дела, а черный- на злые. Какой же волк, в конце концов, побеждает?” Вождь ответил: - “Побеждает тот, которого ты кормишь.” Старый индеец помогает подростку осознать, что он сам решает какого “волка покормить ”, т.е., обеспечить ему победу.

В идеале ребенок или подросток с одной стороны изучает свой характер и свою психику через отзеркаливание себя в глазах других и через рефлексию своих мотивов, а с другой начинает обнаруживать, что он сам распоряжается своей жизнью, руководствуясь своими идеалами. Дальнейшее самопознание ведет к тому, что подросток учится различать, какие мотивы он сам в себе одобряет, а каким мотивам он должен сказать “нет”.

Людмила Кудрявцева

Причина 1 . Самая простая: достигнув подросткового возраста, дети вдруг задаются вопросом: для чего это нужно? Да, не удивляйтесь. Ведь аргументы, бывшие вескими для нас, до нынешних ребят попросту не доходят. Еще 15-20 лет назад чувство «долга перед страной, перед будущими поколениями, перед комсомолом» было вполне реальным. Сегодня – нет! Ваше поучение о том, что они должны учиться, для подросших детей – пустой звук. Мало того, вызывает сомнение и утверждение: «Только если будешь хорошо учиться, достойно устроишься в жизни». Во-первых, они видят «прекрасно устроенных» в жизни явно не самых лучших в прошлом учеников. Во-вторых, ребенок как до, так и после 14 лет, зачастую не очень способен к прогностическому мышлению. Задумываться сегодня о том, что будет с ним через пять-шесть лет, да еще как-то подчинять этому сегодняшние поступки – непосильный труд для разума.

Маленький совет . Ежедневно, при каждом удобном случае, нужно рассказывать и показывать своему повзрослевшему чаду, что образование делает жизнь интересней и полнее, помогает понять мир и многое в нем. И не стесняйтесь приводить доступные, понятные, интересные примеры.

Причина 2 . Отсутствие интереса к учебе. Кстати говоря, этим грешат обычно как раз способные, одаренные дети. Им просто неинтересно, и никакие ваши убеждения, мольбы и угрозы не помогут. Масла в огонь добавляют «непедагогичные» учителя и совершенно неинтересные и скучные уроки. Хотя это вовсе необязательно, потому что в любой школе есть отличные педагоги, уроки которых по-настоящему заинтересовывают детей. Еще сильнее снижает интерес к учебе ярлык «негодяй» – то есть плохая репутация, сложившаяся у ребенка в школе (из-за чрезмерной разговорчивости, подвижности, шумности, веселости и т.д.). В этом случае подросток оказывается крайним практически в любой проделке или конфликтной ситуации. В результате он, даже имея легкий и добродушный характер, постепенно настраивается «против» школы.

Маленький совет . Если подросток действительно одарен и ему неинтересно, потому что школьная программа для него «простовата», подыщите школу или программу, более адекватную для его возможностей. Не бойтесь загрузить, если видите, что можно. Вернется интерес к учебе – повысится успеваемость, И срочно стирайте ярлыки. Поговорите с учителем о вашем ребенке: может, он слишком категоричен в «создании» неприглядного образа?

Причина 3 . Конфликты в школе. В средних классах это встречается особенно часто. Во-первых, когда взрослеющий ребенок хочет быть лидером, но не имеет сил или способностей вести за собой других. Во-вторых, если подросток попадает между двумя компаниями одноклассников и не может определиться, «куда ему нужно», конфликтует с обеими сторонами, оказываясь в результате в проигрыше. В-третьих, если переходит в другой класс или школу (что нынче бывает довольно часто в средней и старшей школе), где отношения уже сложились – друзей у него пет, а первым он начать общение не решается. Подростку некомфортно в «чужом» классе и, естественно, он не может хорошо учиться, не хочет идти в школу.

Маленький совет . Первым делом проанализируйте причины конфликтов вашего ребенка с одноклассниками. Поговорите с ним по душам, не обвиняя, не унижая и не ругая (даже если он в чем-то неправ). Помните: нарушенные взаимоотношения в школе – это всегда беда, а не вина вашего ребенка. Потому больше думайте о том, как ему помочь, а не о том, в чем его можно обвинить. Ищите способ изменить ситуацию К лучшему Оказывайте ребенку всемерную поддержку в семье. В конце концов, если потребуется, обратитесь к специалисту за индивидуальной или групповой психотерапией.

Как помочь ребенку?

  • Не стоит говорить подростку о том, что он должен учиться в любом случае, несмотря на все чувства, которые он по этому поводу испытывает. И не надо «успокаивать», мол, ну не любишь ты школу, ничего страшного: вон Иван Иваныч как ненавидел школу, а все же добился в жизни кое-чего. Расскажите лучше о тех, кто благодаря любви к учебе многого добился.
  • Никогда не сравнивайте своего сына (или дочку) со сверстником, который учится лучше, особенно если он испытывает к этому ребенку антипатию (это может быть сосед, одноклассник или дочь (сын) вашей подруги). Никогда не акцентируйте внимание своего ребенка на успехах другого, его хорошей учебе, помощи маме и уважении к старшим.
  • Больше хвалите и меньше указывайте на недостатки своего подростка. Не стоит обзывать его лентяем, безмозглым и безруким. И не «пугайте», что все эти качества «останутся с ним навсегда, потому что он совсем не работает над собой» – он все равно не поверит, но очень обидится, замкнется.
  • Никогда не ругайте в присутствии ребенка его учителей и школу в целом. Ни с домашними, ни с подругой по телефону! Все-таки вы для него – авторитет. Послушает и сделает неутешительные выводы, дескать, точно – и школа плохая, и учителя никуда не годятся. Это только усугубит его нежелание учиться, к тому же может стать причиной излишней грубости по отношению к учителям. Кого вы тогда будете винить? Его? Постарайтесь при ребенке всегда положительно отзываться о школе и об учителях, не помешает и похвала – и подросток под вашим влиянием будет более позитивно воспринимать школу, учебу, преподавателей.
  • Не запугивайте, не давите на то, какая ужасная судьба ребенка, если он не будет хорошо учиться. Примеры криминальных и асоциальных элементов – категорически неуместны. Как и ваши высказывания, что успехам в жизни вы обязаны тому, что десять лет кряду смотрели в рот учительнице. Не причитайте (если (вдруг) вы сами считаете себя неудачниками), что всё это потому, что недостаточно хорошо учились в школе, и вот сын (дочка) повторяет вашу судьбу. Подростку в трудном возрасте нужна всяческая поддержка, а не пессимизм не всегда счастливых в жизни взрослых.

Подростки не хотят учиться, да и вообще ходить в школу. С этой проблемой многие родители обращаются на Детский телефон доверия 8-800-2000-122. Бывает так, что ребенок с удовольствием занимался уроками, любил школу, одноклассников и учителей, а потом вдруг все изменилось. И вот он уже не подходит к тетрадкам, на уговоры родителей взяться за ум поддается неохотно, то и дело норовит залезть в телефон, чтобы его никто не трогал.

Конечно, напряжение растет из-за того, что подростковый возраст – это ответственное время, когда нужно приложить все силы и поступить в хороший вуз или найти работу. Родители ломают голову, как отвечать на заявление «это мне в жизни не пригодится» и вообще не знают, как вдохнуть в своих детей мотивацию учиться, ставить цели и жить при этом с удовольствием.

Что стоит за этой ситуацией? Взрослый пытается вернуть ребенку ответственность, заставить или убедить учиться, а подросток сопротивляется родительским уговорам и пытается уйти из ситуации. Получается замкнутый круг, в котором никто не получает то, что хочет.

Причина снижения учебной мотивации – часто совсем не лень. Здесь играют роль особенности возраста и присущие ему психофизиологические особенности.

Разделим причины нежелания учиться на три группы:

  1. Социально-психологические причины: у подростка проблемы с окружающими людьми или особенности возраста влияют на его учебную мотивацию.
  2. Неумение учиться: у ребенка нет навыков для успешного обучения, он не знает, как это делать.
  3. Ошибки воспитательного характера: родители или учителя делают что-то не так.

Какие решения и действия родителей могут спровоцировать кризис учебной мотивации ?

  1. Рано отдали ребенка в школу

Если ребенок уже умеет читать и писать – это не значит, что он готов к школе. Существует еще и психофизиологическое развитие. В 6 лет у дошкольников, особенно мальчиков, рука не готова к письму, нервная система не созрела до той степени, чтобы удерживать концентрацию внимания в течение 45 минут, поэтому ребенку трудно, он устает, и это заставляет его думать, что учеба – это непосильный и неприятный процесс. Это закрепляется в сознании ребенка и отбивает желание учиться в будущем.

  1. Построение слишком далеких перспектив

«Не будешь учиться, станешь дворником », — часто пугают родители. Но говорить это ребенку 13-14 лет неэффективно. Подростки воспринимают такие слова родителей, как преувеличение. Подростка чаще всего мотивируют ближайшие перспективы и наглядные примеры успеха.

  1. Отсутствие четкой организации жизни ребенка

Режим, четкая организация дня, понятный круг домашних обязанностей, например, что через день надо выносить мусор, два раза в неделю покупать продукты, раз в убирать квартиру, помогает почувствовать подростку контроль над своей жизнью. Если в его повседневной жизни царит хаос и постоянная спонтанность, то вряд ли можно ожидать от него организованности в учебе.


  1. Отсутствие единства требований со стороны родителей

Нередко мама и папа, бабушки и дедушки не могут договориться о том, по каким правилам должен жить подросток. И он достаточно быстро понимает, что всегда можно найти лазейку в требованиях, если они у родителей разные. Всем взрослым в семье надо договориться и придерживаться единой линии, чтобы ребенок знал правила.

  1. Некорректные методы воспитания

К плачевным последствиям приводит подавление личности. Оно часто озвучивается фразами: «Ты пока еще никто», «Тебя не спрашивали », — а также сопровождается угрозами, физическими наказаниями или, наоборот, излишними заискиваниями: «Ну, сделай, пожалуйста, я тебе разрешу еще два часа в телефон играть» . Родители слишком жестко или слишком мягко себя ведут. Это давление или манипуляции, которые наносят подростку психологический вред, подавляя или развращая его.

  1. Завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка

Возможно, подросток отказывается учиться не потому, что ленится. Это может быть особенностью умственного развития, усталостью или физическим недомоганием. Некоторые родители считают, что чем строже и требовательнее они относятся к ребенку в учебе, тем более ответственным и прилежным он будет. Увы, это не так. При этом они совсем не хвалят ребенка. Зато отказ ребенка воспринимаются негативно. Это приводит к тому, что ответственность ребенок начинает воспринимать, как тяжкий груз, от которого он устает и пытается избавиться. Он не уверен в себе, считает, что все равно не сможет заслужить высокой оценки со стороны родителей, поэтому даже и не старается.

  1. Привычка всегда быть на стороне учителя

Родители стремимся поддержать авторитет учителя в глазах их ребенка, но иногда встают на сторону педагога бездумно. Подросток должен чувствовать, что родители – это те люди, которые его поддержат и защитят в случае несправедливости. Тогда он будет увереннее чувствовать себя в школе, не будет бояться лишний раз ответить на обвинения. Это сделает подростка более спокойным.

  1. Высмеивание ребенка, частые негативные оценки

«Ты не способен даже на такую элементарную вещь? У тебя это не получится, даже не пробуй! ». К сожалению, родители говорят это своим детям. Эти некорректные приемы воспитания касаются родительской эмоциональной реакции и означают дискомфорт и ощущение беспомощности, которые чувствует сам родитель. Когда у родителей исчерпывается воспитательный запас, они злятся, обижаются, боятся, но он не хотят это признавать и вымещать эти негативные эмоции на ребенка. Подросток под такой атакой закрывается, перестает доверять родителям или начинает активно обороняться, нападать в ответ и отказываться выполнять требования, предъявленные в такой форме.

  1. Требование безусловных успехов в учебе, наказание за плохие оценки

Плохо, когда родителей не интересуют обстоятельства, а только оценки. А ведь оценка отражает результат процесса обучения. Подросток мог стараться, но просто что-то не понять, упустить. Учителя не случайно просят детей делать работу над ошибками, чтобы ребенок разобрался, что и почему он сделал не так, за что он получил ту или иную оценку. Родители могут помочь ребенку проанализировать, что и почему не получилось: «А как ты это делал? А с чего ты начал? А почему здесь ты сделал именно вот так? »


Какие еще могут быть причины?

  1. Неблагополучие, напряженная обстановка в семье

Если в семье есть разлад между родителями или другими членами семьи, и подросток становится свидетелем частых конфликтов, негатива, то ребенку трудно прилагать усилия к учебе. Он переживает, устает эмоционально и физически, и ему не хватает сил на школу.

  1. Неблагополучие в классе

Родителям важно разобраться, нет ли у их ребенка проблем в школе. Возможно, у него не сложился контакт с учителем или способы коммуникации учителей не самые приятные. Или у ребенка могут быть проблемы со сверстниками: обижают, травят, не принимают. Может, просто период такой — поссорился с друзьями, в начале учебного года узнал, что лучший друг ушел в другую школу, а нового пока не нашел, влюбился в девочку.

  1. Отсутствие цели

Действительно, порой подростку трудно понять, зачем в жизни ему пригодятся те или иные знания или умения. Важно помочь ребенку это увидеть на наглядных примерах. А главное — дать ему понять, что учеба помогает человеку развиваться. Навыки быстрого обучения помогают во взрослой жизни — человек быстрее осваивает новые отрасли работы, быстрее адаптируется к новой ситуации.

Какие навыки нужны ребенку, чтобы УМЕТЬ учиться:

  1. Умение прилагать усилия

У него должен быть практический опыт проживания ситуации, когда нужно постараться, приложить усилия, чтобы что-то получить. Например, с самого раннего детства ребенок должен стремиться к чему-то сам: дотянуться до игрушки, позже – самому вырезать что-то из бумаги, в младшем школьном возрасте – доделать начатое дело до конца, получить желаемую вещь только в результате своего труда. То есть надо сформировать навык регуляции своего поведения.

  1. Умение действовать по инструкции взрослого

Опять же с раннего детства ребенок повторяет все за родителями и так учится. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен научиться не только повторять за взрослым, но и воспроизводить действия по инструкции самостоятельно.

  1. Умение организовывать себя

Для этого у ребенка с самого детства должны быть свои полки в шкафу, свои тумбочки, ящики, коробки. Он должен знать, где что лежит в доме и почему. Он должен понимать режим дня и осознавать, что за чем идет. Он должен жить по режиму и видеть, что взрослые тоже следуют распорядку. В школьном возрасте, как можно раньше, он должен знать, сколько времени уходит на выполнение того или иного задания, чтобы впоследствии уметь рассчитывать свое время.

  1. Умение разбивать массив учебных задач на мелкие шаги

Когда ребенок видит «махину» того, что нужно сделать, он говорит: «Нет, это невозможно! » и отказывается от выполнения. Большая и трудная работа не кажется такой страшной, если разделить ее на части и делать последовательно. Если не делать большие дела, то они сами не исчезнут, а накопятся и станут еще больше: из маленького снежка они превратятся в большой снежный ком.

Первопричина важнее борьбы с последствиями. Первый шаг к повышению учебной мотивации ребенка – это устранение истинных причин его кризиса. Важно уменьшить негативное влияние событий и обстоятельств, которые привели к снижению интереса к учебе. Помните, что хочет учиться только тот ребенок, которого поддерживают, хвалят за успехи, принимают как личность и доверяют. Объясните ребенку, что школа – это всего лишь этап, и помогите его пройти с удовольствием, вместе и несмотря на любые трудности.

Разобраться во всем трудно и вам, и самому подростку, поэтому если в какой-то момент станет тяжело и захочется обсудить это с профессиональными психологами, даже просто выговориться, то смело звоните 8 800 2000 122!

Звонок бесплатный и анонимный!

Ваш надежный семейный помощник — ваш Детский телефон доверия